В отношении средневековых символов ситуация в Беларуси очень
своеобразная. Будучи в период позднего Средневековья значительно
более вовлеченной в жизнь Западной Европы, чем Россия, Беларусь
(тогда она называлась Литвой и являлась частью Речи Посполитой
-- союзного государства Польши и Великого княжества литовского)
была довольно-таки "средневековой" -- с рыцарями и замками -- а
где-то даже и более "средневековой", чем Европа: более архаичной,
более варварской. Когда на Западе рыцарство уже стало вырождать-
ся, в Беларуси-Литве оно еще держалось вполне. Рыцарство в Речи
Посполитой -- шляхта -- составляло более значительную долю
населения, чем где-либо еще в Европе, что позволяет считать эту
страну в указанном смысле даже самой рыцарской из всех. Правда,
доспехи у шляхты были несколько легче, чем у западноевропейских
рыцарей, а замки ею строились преимущественно деревянные (это
было вызвано особенностями местных условий), зато рыцарская
честь блюлась, наверное, как нигде: Речь Посполитая была шляхет-
ской республикой ("Речь Посполитая" -- в переводе на русский и
есть "Республика"), и рыцарство имело более широкие права, чем в
какой-либо другой стране (собственно, это и привело "Республику"
впоследствии к катастрофе).
После раздела Речи Посполитой между Россией, Австро-Венгрией
и Пруссией развернулась намеренная и ненамеренная борьба с
"литовским" прошлым на территории Беларуси. Эта борьба протекала
настолько успешно, что в современной Беларуси культурный след
Речи Посполитой и тем более Великого княжества литовского уже
почти не прослеживается. Более того, название "Литва", прекрас-
ный герб "Погоня" и даже столичный город Вильно как-то незаметно
перешли к потомкам жемайтов и аукштайтов.
И вот с середины XIX в. средневековые символы стали попадать в
страну самых гордых рыцарей уже из России: с неоготикой казенных
зданий и сооружений XIX в. и начала XX в., со "сталинским
ампиром" середины XX в.