Символы средневекового Запада пришли в Россию в основном эпоху
Петра I -- примешавшись к основной массе заимствованных новомод-
ных вещей. Они не образовали плотного слоя в русской культуре, но
при желании их можно выделить в архитектуре, скульптуре и
живописи.
Когда хотели выразить мужественность и милитаризм в скульптуре
и живописи, конкурентом средневековому стилю оказывался древне-
римский стиль. В архитектуре же для этой цели ничего римского
использовать не могли, потому что в части фортификации Средневе-
ковье превзошло Рим значительно. Башни, башенки, зубцы, бойницы,
узкие стрельчатые окна, рвы и мосты через них, которые можно
увидеть в архитектурных памятниках XVIII и XIX веков в Петербурге
и его окрестностях, -- не являются элементами господствовавшего в
то время стиля барокко и сменившего его классицизма.
Вообще говоря, римский военный декорум больше, чем средневеко-
вый (рыцарский), подходит для имперского государства, гордяще-
гося своими завоеваниями и своей военной мощью: римляне -- госу-
дарственники и строители империи, тогда как рыцари -- индивидуа-
листы и междоусобщики.
Другие замены рыцарскому мотиву:
1) древнегреческий мотив (закрывающие лицо шлемы, щиты разной
формы, пики, палицы, обоюдоострые топоры);
2) мотив русских витязей (шишаки, кольчуги, сабли, луки со
стрелами, круглые щиты);
3) мотив тяжелой кавалерии XVIII-XIX вв. (кирасы, шлемы, палаши,
пики, знамена, барабаны).
По месту средневековых символов в искусстве России XVIII и XIX
веков можно судить об их месте в культуре тогдашней Западной
Европы: если русские их заимствовали, то, скорее всего, на Западе
эти символы были не случайно уцелевшими рудиментами, воспринима-
емыми как старый хлам, а занимали хоть и незначительное, но,
тем не менее, уважаемое многими место. Впрочем, русские хватали
всё подряд.
Башенка часового на бастионе Петропавловской крепости.
Башенки для часовых на бастионах Петропавловской крепости
появились в правление Екатерины II, когда выходившие на Неву
стены были облицованы гранитом в декоративных целях. Военного
значения эти башенки не имели.
Фигура святого с мечом на дверях Исаакиевского собора.
Меч длинный, рыцарский.
Таким образом, Средневековье, не имея сколько-нибудь значитель-
ных местных корней, оставило, тем не менее, в северо-западной
части России довольно заметные следы своего влияния. Причины
этому две. Во-первых, стремление уподобиться Западу. Во-вторых,
потребность выражать иногда суровость, строгость, утилитарность,
милитаризм.
* * *
В России псевдоготический стиль встречается более часто в слу-
жебных зданиях (казармы, склады, фабричные здания, железнодорож-
ные станции) и в сооружениях (водонапорные башни). Он удобен в
таких применениях, поскольку позволяет обходиться без штукатурки,
не создавая при этом впечатления небрежности. Цвета русской
псевдоготики: красно-коричневый (кирпичный) -- основной; белый
(обеспечиваемый побелкой) -- для некоторых деталей.
* * *
Московский Кремль выстроен в конце XV -- начале XVI века с
участием итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Алоизо
ди Каркано, Аристотеля Фиораванти (последний осуществлял общее
руководство). Для него характерны и красный киприч, и зубцы по
верху стен, и остроконечные шатры на башнях, и другие элементы,
отличавшие фортификационные сооружения зрелого Средневековья. В
этом же стиле выстроен и московский Новодевичий монастырь. Таким
образом, русская псевдоготика XVIII и XIX веков может рассматри-
ваться как отчасти продолжение московской традиции, а не как
прямое заимствование с Запада.
* * *
О разнице между очень поздней готикой и псевдоготикой. Она,
конечно, условная. Если в XVIII веке строится католическая
церковь в чисто готическом стиле, к тому же для представителей
этноса, который в период господства готики являлся "носителем"
этого стиля, мы имеем дело с очень поздней готикой. А если стро-
ится казарма "с элементами готики", к тому же для представителей
этноса, который в период господства готики не испытывал к ней
большого влечения, мы имеем дело с псевдоготикой. Можно вообще
не пользоваться понтятием "псевдоготика", а различать "старую
готику", "новую готику" ("неоготику", как говорят некоторые) и
"здания с элементами готики".
* * *
Замковые элементы в архитектуре:
грубо обработанный камень в цоколе здания;
зубцы по верху стен;
небольшие узкие окна (бойницы);
выраженные подвальные окна;
решетки;
рвы, мосты через них;
арочные ворота;
сводчатые потолки;
винтовые лестницы.
Готические элементы в архитектуре:
высокие узкие стрельчатые окна;
гребёнчатые карнизы;
крутые остроконечные крыши;
шпили.
Замково-готические элементы в архитектуре:
красный кирпич, отсутствие штукатурки;
башни, башенки.
* * *
Россия и Запад, Русь и Средневековье. Россия -- это в культур-
ном отношении не совсем Европа. Можно рассматривать ее как очень
автономный и очень специфический фрагмент западной цивилизации.
Аналогично можно выделять и очень специфическое русское Средне-
вековье. Следы русского Средневековья в современой русской куль-
туре незначительны из-за господствующей установки на заимствова-
ние с Запада. Наверное, нужно тщательно "просеять" русское Сред-
невековье с целью выявления элементов, которые можно не без
пользы внедрить в современную русскую культуру и современный
русский быт. Нужна не показная и поверхностная, а здравая, утили-
тарная, глубинная русскость. Осторожная, но основательная "анти-
петровская реформа" -- возможно, необходимый компонент программы
возрождения России.
Можно видеть в русском Средневековье кровавые междоусобицы,
пресмыкательство перед монголо-татарами, культурное убожество,
грязь, самодурство великих князей, а можно -- строительство
великолепных храмов и крепостей, военные подвиги и покорение
просторов. Россия в состоянии выработать собственную эффектную
систему средневековых символов и вполне "покрыть" ею потребность
своих граждан в средствах отождествления себя с героями-предками,
со старым, здравым, сильным, национальным -- противопоставляемым
новому, слабому, "общечеловеческому".