Средневековые символы в культуре Запада

24. Рудименты и рецидивы средневековых символов.

Медиевизм -- средневековость ума. Это означает не отсутствие "современных знаний" (от которых так или иначе мало толку), а, скорее, тяготение к средневековым моральным представлениям, консерватизм, неприятие технических излишеств, чувствование эстетики Средневековья. Причина медиевизма наверняка не в сверхъестественном наследовании образов той эпохи некоторыми людьми. Причина обычно состоит в том, что эмоциональный склад многих обитателей современного Запада не соответствует условиям жизни в западном обществе. Эти люди чувствуют эмоциональный дискомфорт. Для них медевизм -- это форма аддикции: ухода от реального мира в мир воображаемый, в котором они оказываются к месту. Конечно, бывают и "медиевисты по должности": они профес- сионально изучают Средневековье и где-то даже любят его, но живут текущим днём. Медиевизм в современной западной культуре -- это проявление тоски по настоящему герою. Псевдогероев хватает с избытком, но от них уже многих тошнит. * * * Буквальное значение слов иногда не очень близко к их действи- тельному значению: готика имеет малое отношение к готам, роман- тизм -- к Риму, римскому наследию, романскому стилю в архитек- туре. Мощное течение в искусстве, называемое романтизмом, появилось в конце 18 в. и отчасти представляло собой возврат к средневековой символике, средневековым настроениям. Причиной возврата было разочарование в Просвещении, в "буржуазных револю- циях", вообще в "прогрессе". Как Ренессанс был обращением к наследию античности, так Романтизм был обращением к наследию Средневековья. В литературе появились готические романы, в архитектуре -- "псевдоготика" (которая на самом деле просто готика), в музыке стали популярны мессы и реквиемы. Могут выделяться следующие слои в действующей, так сказать, культуре: варварский: "Илиада", "Одиссея" и пр.; античный: Аристотель, Платон и пр. средневековый: рыцарские романы, готика и пр; ренессансный: Леонардо да Винчи и пр.; барочный: "Хромой бес" и пр.; классическо-романтический: "Граф Монте-Кристо" и пр.; бетонно-стекляный: Эмпайр стейт билдинг и пр. Древние слои культуры не только функционируют совместно с новыми, но иногда даже пополняются через подражание. * * * Надо различать рудименты средневековой символики и ее рецидивы. Иногда между ними нет четкой границы: к тому, что сохранилось само собой, добавляют что-то намеренно -- "для колорита". Можно выявлять рудименты и рецидивы символов в практике, в ритуалах, в искусстве, в развлечениях. Рудименты Средневековья: католицизм; монархия в Великобритании, Монако и т. п.; рыцарские ордена: Мальтийский орден. Рецидивы Средневековья: монархия в Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Испании; клубы "исторического фехтования", члены которых воспроизводят средневековое вооружение и упражняются в бое холодным оружием; увлечение черной магией и сатанизмом; литературный жанр "фэнтэзи". * * * "Офицерский кодекс" -- рудимент рыцарства. Он нигде не прописан и держится как вялая традиция. Он настолько же слабее "рыцарского кодекса", насколько роль офицерства в современном обществе меньше роли рыцарства в обществе Средневековом. * * * Можно сказать, что в западном обществе сложился культ Средневе- ковья. Это культ маргинальный, число его горячих приверженцев незначительно, но зато много шире круг людей, отзывающихся на его символы. Но надо заметить, что человек, переносящий себя мыслено в Средневековье, воображает себя уж никак не бедным крестьянином и не подмастерьем -- и даже не купцом, не прелатом и не профессором университета -- а умелым и удачливым рыцарем. Таким образом, имеет место привязанность не столько к Средневе- ковью вообще, сколько к рыцарству и его атрибутам, тогда как остальное в средневековье фигурирует в основном как антураж рыцарства.

24.1. Кино.

Жанры представления Средневековья в кино: героический, роман- тический, комедийный. Реалистическое и сатирическое в показе Средневековья почти отсутствует. Фильмы о Средневековье бывают следующих типов: 1) показывающие какие-то средневековые события (реальные, вымыш- ленные): "Жанна д'Арк", "Айвенго", "Гамлет", "Сид", "История рыцаря" и др. 2) связывающие Средневековье с современностью: переносящие людей Средневековья в наше время (фильм "Пришельцы"); переносящие людей нашего времени в Средневековье (фильм "В ловушке времени"); 3) фантазийные: показывающие вымышленные общества, которые подобны средневековой Европе. Средневековье в кино фантазийного типа дается с преувеличенным количеством элементов, являющихся его символами. Здания оказыва- ются со множеством узких башен, увенчанных шпилями, колоннад, балконов. Ворота и окна высоки и узки. Крепости выстроены в виде множества поясов обороны. Доспехи блестят, мечи имеют великолеп- ную форму. Шеренги ровны. Воины лицом прекрасны или ужасны -- и все мастерски владеют различными видами оружия. Помимо фильмов о Средневековье, есть фильмы о реальных и вымыш- ленных событиях XIX в. или современности со значительными элемен- тами Средневековья. Таковыми могут выступать, среди прочего, колдуны, вампиры, оборотни. * * * Самая таинственная личность 1960-х -- Фантомас, герой одноим- ённой комедии -- обитает в каком-то замке, и некоторые эпизоды фильма происходят в подземелье этого замка на фоне зловещих средневековых атрибутов. Фантомас похищает Фандора -- журналиста, высмеивавшего его в своих статьях, -- и пробует подчинить его себе.
Фандор рассматривает подземелье.
Свечи, камин, химеры, меч на стене.

Фантомас является зрителям в первый раз в своей "главной" маске.
Видно, что подземелье частично высечено в скале.

Фантомас на фоне небольшого органа.
Стол и кресло -- тоже средневекового вида.

Прекрасная Дама Фантомаса: леди Бельтам. Хозяйка замка.
Фантомас: "Она совершенна. В ней собраны все женские пороки."

Фантомас посредством пульта дистанционного управления
сдвигает стену, которая покрыта средневековым гобеленом.
                            *  *  *

  Фильм "Индиана Джонс и последний крестовый поход" ("Indiana 
Johnes And the Last Crusade" ,США, реж. Стивен Спилберг). 1930-е 
годы. Нацисты исследуют мистические источники силы и охотятся за 
реликвиями. Среди прочего, они стремятся найти самую значительную
реликвию Средневековья -- чудодейственный Священный Грааль: чашу,
из которой пил Христос. Профессор Джонс-старший всю жизнь иссле-
довал тайну Грааля и, кажется, выяснил, наконец, где он хранится.
Собранные им сведения помещены в записную книжку. Опасаясь нацис-
тов, он посылает эту книжку сыну -- профессору Джонсу-младшему,
Индиане. Младший Джонс устремляется спасать Джонса-старшего и
Священный Грааль.
Индиана Джонс читает древнюю надпись на камне, содержащую часть указаний на место хранения Грааля.

Индиана Джонс в библиотеке (бывшем храме) где хочет отыскать другую древнюю надпись -- на могиле рыцаря-крестоносца, одного из трёх братьев, вызвавшихся охранять Грааль. На витраже -- святой Георгий в виде рыцаря.

Замок, в котором нацисты держат Джонса-старшего.

Зал в замке. Средневековая обстановка: доспехи, подсвечники, длинный стол, лавка.

Наследник рыцарей: воин Чёрного ордена -- СС.
На груди Железный крест, награда за личную храбрость.

Индиана Джонс использует длинное древко флажка в качестве копья: хочет поразить им немецкого мотоциклиста, как на турнире. Это получится. Правда, непонятно, зачем мотоциклисту нестись навстречу Джонсу, если надо всего лишь остановиться и стрелять. Но может, ему понравилась затея с копьём.

                            *  *  *

  Фильм "Смерть ей к лицу" ("Death Becomes Her" ,США, реж. Роберт 
Земекис). Современная интерпретация средневекового поверья об 
эликсире молодости. Американская готика. Стареющая певица, заде-
тая светским успехом давней соперницы и вдобавок брошенная моло-
дым любовником, решается заплатить большую сумму обладательнице 
рецепта чудодейственного напитка -- таинственной хозяйке то ли 
дома, то ли замка.
Готический дом-замок, в котором обитает обладательница рецепта.
Льёт дождь, сверкает молния. Подходящая погода для приобщения к тайнам.

Хозяйка дома-замка, греется перед камином.

Главный герой мечется на готическом парапете готического дома-замка.

Главный герой пробирается по готической крыше к готической башенке.

Главный герой зависает на подтяжках над готическим двориком.

                            *  *  *

  Фильм "Большой переполох в китайском квартале" ("Big Trouble 
in Little China", 1986, США, реж. Джон Карпентер). В фильме есть
странствующий рыцарь (актёр Курт Рассел), злой волшебник, добрый
волшебник, похищенная красавица (даже две), мрачное подземелье,
страшные чудовища (одно из которых очень похоже на дракона),
волшебный напиток, невероятные приключения, счастливый конец.
Вместо верного коня -- большегрузый автомобиль (странствующмй
рыцарь водит фургон). В сюжет вплетается даже битва на мосту,
правда, с женщинами-стражницами (но может быть, они -- ведьмы). 
К сожалению, в фильме нет ни замка, ни храма, а вместо меча у
рыцаря всего лишь нож. Но мечей там тоже много: мечами сражаются
китайцы, сохраняющие хорошую традицию в недрах "китайского
квартала". И колдуны в фильме -- китайские. Зато странствующий
рыцарь -- самый что ни на есть англосакс. К сожалению,
великолепие этого образа портится склонностью главного героя к
сквернословию.
Отважный герой готовится к бою. В автомобилизированном обществе не осталось места мечам, но хотя бы нож -- и какой! -- у отважного героя всегда при себе.

Злой колдун излучает глазами что-то нехорошо действующее на отважного героя.

Отряд храбрецов проник в подземелье колдуна Ло Пана. Сзади в белой майке -- странствующий рыцарь Джек Бартон.

Похищенная красавица (актриса Ким Кэтралл). В ней определенно что-то есть: за такую можно и посражаться.

Добрый китайский волшебник мечет молнию в злого китайского колдуна. Хорошие побеждают -- как и должно быть в правильном кино.

Спаситель и спасенная беседуют в лифте. Сейчас он ее поцелует. Она наряжена, как китайская принцесса, -- для свадьбы с колдуном, но этой свадьбе уже не быть.

                            *  *  *

  Во французской комедии "Пришельцы" ("Visiteurs") отважный и 
великодушный рыцарь Годфруа по прозвищу Смелый, он же граф де
Монмерай (актёр Жан Рено), чтобы предотвратить нечаянное убийство
отца своей невесты, переносится во времени с помощью колдуна, но
вследствие ошибки колдуна при изготовлении волшебного зелья
попадает из XI века в XX. Рыцарь сталкивается с современной
европейской цивилизацией, а цивилизация сталкивается с рыцарем.
  Американцы, плохо понимающие европейские комедии, сделали 
"remake" этого фильма под названием "Just visited" -- с теми 
же актёрами в главных ролях.
Из фильма "Just visited".

Из фильма "Just visited".

                            *  *  *

  Фильм "Последний самурай" ("The Last Samurai"). Расставание
Японии с ее "средневековьем". 1876 год. Капитан американской
армии Олгрен нанимается обучать солдат новой японской армии,
создаваемой по европейскому образцу из призывников -- в качестве
противовеса самураям. В Японии смутные времена: буржуазия
стремится к европеизации страны (отчасти это повод уменьшить
влияние самураев). Самураи защищают традицию (отчасти это способ
сохранить их старые привилегии).
  Подразделение, едва подготовленное американским инструктором,
бросают в бой против отряда мятежных самураев. Самураи прези-
рают огнестрельное оружие и атакуют с мечами и в доспехах. Но
солдаты -- ничто по сравнению с ними. Тяжелораненного инструк-
тора берет в плен главарь мятежных самураев -- Кацумото. Его
тянет исследовать носителя чужой культуры, которая теснит старую
культуру его страны.
  (Пренебрежение самураев к огнестрельному оружию обусловливается 
отчасти тем, что огнестрельное оружие делает малополезным совер-
шенствование духа и тела. Чтобы научиться сносно стрелять из 
винтовки или пистолета, достаточно нескольких дней. Чтобы освоить 
меч и другое холодное оружие, нужны годы. "Путь меча" -- это 
трудный путь самопостижения и саморазвития, отказа от расслабля-
ющей роскоши. Он формирует духовно сильных людей, которые одни
способны сделать нацию великой.)
  У инструктора на душе большой мучительный грех: этот офицер
однажды был вынужден участвовать в истреблении племени индейцев.
Он не хочет повторения чего-то подобного. Он начинает сочувство-
вать самураям и постепенно оказывается в их рядах.
  Отвратительная сцена: несколько солдат с винтовками окружают
на улице молодого самурая, чтобы отобрать у него мечи и обрезать
волосы. Императором запрещено иметь длинные волосы и носить 
холодное оружие. Американец вступается за самурая и оказывается
избит вместе с ним.
  Последний бой самураев, предводительствуемых Кацумото. Пятьсот
гордых воинов против двух тысяч солдат, вооруженных пушками и 
пулемётами. Исход почти предрешён, но отступить нельзя. Олгрен
-- в рядах самураев. Он готов умереть за традицию, которую успел 
полюбить. Для него это способ очистить совесть, способ придать 
жизни смысл.
Самураи выстроились для битвы. Противник превосходит их силами многократно. Предводитель вернулся с коротких бесполезных переговоров, где ему предлагали сложить оружие. Он шутливо сообщает о противнике: "Ну, они не сдадутся".

Последние защитники подлинной Японии.

Такие не покоряются.

Кацумото: "Мы готовы?" К чему? К смерти.
Без речей. Каждый знает, как должен поступать.

С луками против винтовок, пулемётов и пушек. Какие лица!

Олгрен (актёр Том Круз). За такую роль можно простить всё.

Самураи приготовились к последней конной атаке.

Самый лучший способ ухода из жизни.

Так их убивали: из пулемётов.

"Быстро! Быстро!" Этот торопился убить. Потому что
панически боялся самураев.

А этот едва не плакал -- от горечи и стыда.
  Самураи погибли не зря: император был сильно смущён. Он выгнал 
прозападного советника, склонявшего его к пренебрежению традици-
ей, и отказался подписать унизительный договор с Соединёнными 
Штатами. 
  "Последний самурай" -- великолепный "просамурайский", медие-
вистский, антизападный фильм, делающий честь Америке.
  За неимением собственного Средневековья, американцы взяли себе
европейское и японское. В качестве потомков европейцев и японцев
они, можно сказать, имеют на это некоторое право.

                            *  *  *

  Фильм "Ван Хельсинг". Боевик про вампиров. Главные герои -- 
граф Дракула и Ван Хельсинг -- заимствованы у Брэма Стокера.
События происходят в конце XIX века, главным образом в Трансиль-
вании. Обычная галиматья для взрослых детей, примечательная
благонамеренностью и средневековыми мотивами. От Средневековья --
не только вампиры и оборотни, но прежде всего замки. В замках
всё преувеличено: башни -- особенно высокие, рвы -- особенно 
глубокие, мосты -- особенно длинные. Фильм выполнен мрачно:
преобладающий цвет -- серый.
Замок, в котором скрывается Дракула.

Народ берёт замок приступом, чтобы прекратить
опасные эксперименты доктора Франкенштейна. Трансильвания. 1887 г.
Мост. Ворота. Ночь. Факелы.

Руководитель секретной службы католической церкви
отправляет Ван Хельсинга уничтожить Дракулу.

Первое появление Прекрасной Дамы.

Ван Хельсинг стреляет в вампиров из усовершенствованного
самозарядного арбалета.

Полёт вампирш. Правая задета стрелой Ван Хельсинга,
но это не причинит ей вреда.

Мечом в этом фильме пользуется Прекрасная Дама.

Оборотень - брат Прекрасной Дамы. Процесс превращения человека в чудовище.
Ван Хельсинг тоже был некоторое время оборотнем, но вылечился.

Граф Дракула в разных состояниях.

                            *  *  *

  Фильм "История рыцаря". Видавший виды рыцарь зарабатывает на 
жизнь тем, что участвует в турнирах. На одном из них он получает
значительные травмы и умирает перед решающим поединком. Молодой
человек из простонародья, отданный в услужение этому рыцарю ещё
мальчиком, надевает его доспехи, выигрывает турнир и получает
награду. Он решает стать самозваным рыцарем и тоже зарабатывать
турнирами на жизнь.
  Один из героев фильма -- Джеффери Чосер: реально существоваший 
поэт, который написал "Кентерберийские рассказы".
  Плохое в фильме то, что турнирщики в нём -- вроде нынешних 
спортсменов: кто-то воюет, а они меряются силами на потеху толпе.
Из фильма "История рыцаря".



24.2. Архитектура.

Как это ни странно, большая часть зданий современной Европы, относящихся к готическому стилю, появилась в 19-м веке и начале 20-го века. В это время были построены, среди прочего, многие готические соборы. К примеру, в одной только Вене появились Церковь по обету (Вотивкирхе), Церковь Мария фом Зиге, Церковь Франц-фон-Ассизи, Церковь Св. Отмара, Церковь Св. Леопольда, Церковь лазаристов, Церковь Св. Елизаветы и др. Некоторым хра- мам, перестроенным в 16-17 вв. в стиль барокко, в 19-м в. был возвращён их прежний готический вид. В Вене такой переделке подверглись Церковь августинцев, Церковь миноритов и др. Если принять также во внимание, что многие старые готические здания подвергались в 19-м и 20-м вв. неоднократным реставрациям, то получается, что готика, какой мы её знаем, -- это в основном продукт Нового времени, а какой она была в период своего зарож- дения - вопрос сложный. Можно сказать, 19-й век придумал себе готику, какой он хотел её видеть. Отчасти он придумал себе и Средневековье вообще.
Склеп семьи рыцаря Вильгельма фон Гутманна (Wilhelm Ritter von Gutmann).
Захоронения 1826-1895 гг.

Центральное кладбище в Вене.

Надгробие рыцаря фон Хохварта (von Hochwart).
Центральное кладбище в Вене.

Фигура рыцаря на фасаде Нового
императорского дворца (1879-1908).

Вена.
Здание на углу площади Am Hoff.
Вена.


                            *  *  *                    

  В некоторой степени рецидивом Средневековья являлся архитек-
турный стиль "ампир". Средневековые элементы "ампира":
    помпезные дверные проемы, массивные двери;
    башни;
    решетки;
    большие каменные блоки (или их имитация) в стенах первого 
      этажа;
    щиты и мечи в качестве декоративных элементов.

  "Ампир" тяготел к средневековости и как бы стеснялся этого.

  В редких случаях имеет место открытое подражание -- стилизация
под Средневековье. Обычно таким образом появляются на свет
архитектурные шедевры. Блестящий пример -- вилла "Ласточкино 
гнездо" в Крыму. Она построена в 1912 г. Имеет вид замка и
располагается на скале над морем.

Игрушечный замок "Ласточкино гнездо".
Готическое здание санатория "Утёс" в Крыму. Фото В. Житникова
Элементы готики в новейшей архитектуре. В мире унылых железо- бетонных коробок случаются прорывы к здоровому и прекрасному прошло-будущему.
Домик окраине Минска.
Почти замок. Даже герб какой-то над входом.

Фото автора
Башенка на здании Центрального универмага в Минске.
Фото автора
  Ну же, друзья! Хватит бегать от самих себя. Хватит стесняться
своих здоровых влечений. Используйте больше красного кирпича и 
натурального грубого камня. Давайте больше арок, бойниц, рвов,
глухих высоких стен, массивных дверей (в которых "железа больше,
чем дерева"), башен, башенок, зубцов, решеток, каминов, винтовых
лестниц, мрачных подвалов с низкими сводами, а еще щитов, топо-
ров, мечей и копий -- в качестве декоративных элементов и просто
так. Материализуйте средневековый дух в его самых лучших и самых
ярких проявлениях. Кто остановит вас? Никто. Может, кто-то будет
смеяться над вами? Нет, скорее, завидовать. Только не превышайте
меры и добивайтесь гармонии.

25. Символы современного Запада.

Отрицательные символы Средневековья в современном сознании: феодальные междоусобицы, алхимия, схоластика, невежество, холера, чума, оспа, вонь, вульгарность, гнилые зубы, лачуги, разбой, массовые убийства, колесование, сжигание ведьм и еретиков, выливание помоев из окна на головы прохожим. * * * Герои современного Запада: предприниматель, спортсмен, фото- модель, телеведущий, киноактер, певец. Ценности: прибыльные акции, автомобиль, вилла, яхта. О Боге уже можно сказать "дружище Христос" (фильм "Догма", США). Далеко не на последнем месте среди героев -- мускулистый специ- алист по рукопашному бою, езде на мотоциклах и взрывам. Он одинок, небогат, не алчен. Обычно он спасает мир или на худой конец защищает справедливость. Поскольку с XVIII по XIX век такой герой в четко выраженном виде отсутствовал, его можно считать не руди- ментом, а рецидивом рыцарства. ............................................................... ............................................................... * * * Положительная роль средневековых символов в современной куль- туре Запада состоит в том, что они напоминают о некоторых здравых средневековых ценностях, противоположных деструктивным ценностям нынешнего общества. Можно указать на следующие противопоставления: служение -- потребление; аскеза -- потребительство; культ самоотречения -- культ удовольствия; культ воина -- культ дельца; подавление чрезмерной сексуальности -- поощрение чрезмерной сексуальности; изоляционизм -- глобализм; отторжение "меньшинств" -- возня с "меньшинствами"; ответственность за общество -- свобода предпринимательства; и т. д. Таким образом, пропаганда "средневековости" -- это неявная пропаганда негативного отношения к "свободе", "правам человека", "равным возможностям", "всеобщему изобилию", вообще к "постиндус- триальному обществу". Скорее всего, средневековое общество было не более здравым, чем нынешнее, но у него были другие болезни. Как в человеческом орга- низме некоторые болезни взаимно несовместимы, так взаимно несов- местимы некоторые социальные болезни. Они могут сдерживать одна другую или даже взаимно уничтожаться. Наверное, было бы полезно поскорее прописать современному Западу некоторые средневековые болезни в умеренных дозах. В противном случае их, возможно, придется однажды прописывать в дозах очень значительных. Тяга к Средневековью, которая на Западе в последние двести лет всё время только усиливалась, показывает, что расплывчатая идея "утраченных ценностей" является очень тривиальной. Но "упоение Средневековьем" до сих пор было, скорее, формой аддикции и маргинального интеллектуального кокетства, чем позицией. Вопрос "что делать со Средневековьем" -- слишком сложный, чтобы на него можно было мимоходом ответить что-то не менее здравое, но более содержательное, чем простое "не знаю". * * * Владение холодным оружием требует много большего упражнения, чем владение оружием огнестрельным. И оно предполагает ловкость и силу. Тщедушный человек может быть хорошим стрелком, но он не может быть хорошим фехтовальщиком. Поэтому пропаганда меча –– это пропаганда физического развития, воли, смодисциплины. Мне представляется, что массовое производство красивых и качес- твенных рыцарских мечей и распространение их (на некоторых усло- виях) среди тех, кто чувствует стремление обладать ими, может стать сильным фактором, способствующим возрождению здравого духа европейцев. Эта точка зрения, конечно же, будет восприниматься очень многими людьми как наивная, свидетельствующая о моем довольно большом отрыве от мира реальности. Но я уверен в том, что очень многие другие люди воспримут ее вполне благожелательно или хотя бы скажут: в этом определенно что-то есть. Себя я мечом обеспечил. Двуручный, классической формы, прекрас- ный в своей простоте. Он обыденно стоит в углу комнаты (возле компьютера), как часто используемый предмет, который должен быть всегда под рукой, наготове. Меч Грюнвальдской битвы. Древние римляне нашли бы его слишком длинным и слишком тяжелым, но в эпоху господства латников, тяготевших к индивидуальному бою, он был самым эффективным военным изобретением человечества. Я купил его в Кракове, в Старом городе. Как только я увидел этот меч, то понял, что он -- мой; что он должен быть только такой, а иначе -- вообще никакого. Меч из моих снов. Кованный из тусклой стали и предназначенный для боя, а не для украшения кабинета. Меч, до которого мне надо еще расти.

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz