Средневековые символы в культуре Запада

18. Маг.

Слово "маг" происходит от названия жрецов в древнем Вавилоне. Маг -- это друид у кельтов, дритт у скандинавов, волхв у славян, шаман у тюрок (?). Пережиток языческого варварства. Позже -- колдун, чернокнижник, алхимик. В лучшем случае -- волшебник из сказки. Слово "волшебник" происходит от слова "волхв". Маг -- носитель древнего тайного знания. Он скрытный, умный, надменный, непонятный, опасный. Он сторонится людей, а они -- его. Мага боятся, но к нему же и обращаются за помощью. Бывают добрые маги, бывают злые. Атрибуты мага -- посох, балахон, борода. В греческом и римском язычестве таинства заслонены мифами. В христианстве таинства расписаны и нормированы. Таинства черно- книжников пахнут серой. Действительно чарующие таинства Европы -- от друидов, волхвов. * * * Люди и боятся колдовства, и хотят его. Существует ли оно на самом деле -- вопрос сложный. Во всяком случае, оно вряд ли способно производить значительный эффект, иначе были бы какие-то явные следы его применения. Если оно и влияет на что-то, то разве лишь на психику человека и на его здоровье. Но можно считать, что вера в колдовство -- это что-то вроде остатка воспоминаний о древних утраченных возможностях. Впрочем, эти утраченные возмож- ности могли быть не сверхъестественного, а технического характе- ра, которыми предки европейцев обладали много тысяч лет назад или которые они наблюдали у представителей других человеческих рас либо у каких-то нечеловеческих существ. Но скорее всего, образ мага всего лишь выражает страх людей перед непонятным, надежду на чудо и веру в огромный потенциал человека.
Добрый маг Гэндальф.
Кадр из фильма "Две башни".
МЕРЛИН. Полумифическая личность. Известны "пророчества Мерлина". Они упоминались почти каждым уэльским писалелем Средневековья. В них, можно сказать, выражалась идеология уэльсцев. Уэльсцы считали себя отстатком великой расы, которая должна однажды вернуть потерянное. Пророчества Мерлина были найдены в "Черной Книге Кармартена". Дату их составления относят к 1250 г. (?).

19. Ведьма.

Ведьма -- колдунья. Не обязательно очень злая, но никогда не останавливающаяся перед тем, чтобы причинить человеку вред. Она чаще уродливая, но иногда и красивая. Носительница таинственного знания. Ведьмак (колдун) -- фигура значительно менее распростра- ненная, чем ведьма. Добрая колдунья -- фея. Для женщины "ведьмство" -- способ самоутверждения, обращения на себя внимания, зарабатывания на хлеб, мщения обществу за его невнимание или враждебность. Люди боятся ведьмы, но иногда обращаются к ней за помощью. Ведьма сильна своим колдовством и своей репутацией. Каждая женщина -- хотя бы немного ведьма. Некоторые ведьмы не скрывают своей особенности. Они живут обособленно. Другие ведьмы выдают себя за нормальных женщин. Некоторых женщин зачисляют в ведьмы без их желания таковыми быть -- за их отталкивающую внешность и ненормальное поведение.

20. Книга.

Книга в Средневековье -- это дорогая вещь, произведение искус- ства, хранилище каких-то важных сведений, которые доступны лишь немногим, поскольку лишь немногие умеют читать, тем более на языках латинском и древнегреческом. Она велика и массивна, ее не возьмешь с собой без значительной в том потребности. Книг немного. На их страницы попадает лишь то, что люди считают особо важным. Библиотека, насчитывающая 50 томов, уже считается крупной. В публичных библиотеках книги прикованы цепями к столам, чтобы их не украли. Человек может за несколько лет, не слишком себя утруждая, прочесть почти все известные книги -- но только в случае, если сумеет их достать. За некоторыми книгами ему придется ехать в другой город или даже в другую страну -- и в конце концов все-таки не получить к ним доступа. Самая распространенная книга -- Библия -- это вдобавок священ- ный предмет. Положа правую руку на Библию, произносят самые торжественные клятвы. Другие распространенные книги Средневековья -- свобы законов, хроники, жития святых, богословские трактаты, исторические произведения. Противоположность Библии -- колдовские и алхимические книги. За них сжигают на костре. После Средневековья книга мельчает и в буквальном, и в фигу- ральном смысле.
Маг Гэндальф, читающий летопись гномов.
Кадр из фильма "Братство кольца".
* * * Материал средневековой книги -- пергамент (особым образом выделанная тонкая кожа). Он много прочнее и долговечнее бумаги и плохо горит. * * * Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна тысяча"): "Классическая традиция поддерживалась в первую очередь с помощью книг. Для людей, о которых я говорю, настоятелей импе- раторских церквей, книга была, безусловно, величайшей из драго- ценностей. Не она ли заключала в себе не только слово, изреченное самыми великими писателями Древнего Рима, но и, самое главное, слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий уста- новил свою власть над миром сим? Их долгом было украсить это вме- стилище премудрости с еще большим великолепием, чем стены храмов и алтарь с его священными сосудами, соблюдая при этом самое стро- гое согласие между словом и образом. В хранилищах литургических книг сберегалось несколько рукописных библий и требников, чьи иллюстрации были выполнены в эпоху Людовика Благочестивого или Карла Лысого. Их страницы были украшены живописными миниатюрами, почти сплошь имитировавшими римские образцы. Пластическая мощь фигур евангелистов, подобия архитектурных сооружений, которыми они были окружены, декор инициалов -- все отвечало урокам гума- низма, почерпнутым из постоянно перечитываемых произведений Сенеки, Боэция или Овидия. В тысячном году эти книги переписыва- лись в церквах, куда приходил молиться император. Художники, однако, стремились превзойти образцы, достичь еще большего вели- колепия. Привезенные из Византии ткани, изделия из слоновой кости и книги с их буквами, выписанными золотом по пурпуру, побуждали к еще большей точности в изображении человеческого лица и к еще большему блеску в украшениях. На пергаменте 'Перикопов', изготов- ленном в 1020 году для императора Генриха II, золото, то самое золото, которое феодальные князья безрассудно проматывали на тур- нирах и пирах, служило фоном священных изображений. В окружении этого волшебного мерцания, переносившего зрителя и предмет созер- цания за пределы реальности, развертывались последовательные эпи- зоды священной истории, представали персонажи разыгрывавшейся драмы -- Христос и его ученики."

21. Фантастические существа.

............................................................... ............................................................... Из "Хоббита" Толкиена: "Гоблины, надо сказать, жестокие, злобные и скверные существа. Они не умеют делать красивых вещей, но зато отлично делают всё злодейское. Они не хуже гномов, исключая наиболее искусных, умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, когда захотят, но сами они всегда грязные и неопрятные. Молоты, топоры, мечи, кинжалы, моты- ги, клещи и орудия пытки -- всё это они прекрасно делают сами или заставляют делать других. Другие -- это пленники, рабы, которые работают на них, пока не умрут от недостатка воздуха и света. Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов. Однако в те времена, о которых мы рассказываем, и в той дикой местности гоблины ещё не доросли до такой стадии цивилизации (так это называется). Они ненавидели всех без разбора, особенно порядочных и процветающих, а не то что питали именно к гномам особую ненависть."

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz