Слово "маг" происходит от названия жрецов в древнем Вавилоне.
Маг -- это друид у кельтов, дритт у скандинавов, волхв у
славян, шаман у тюрок (?). Пережиток языческого варварства. Позже
-- колдун, чернокнижник, алхимик. В лучшем случае -- волшебник из
сказки. Слово "волшебник" происходит от слова "волхв".
Маг -- носитель древнего тайного знания. Он скрытный, умный,
надменный, непонятный, опасный. Он сторонится людей, а они --
его. Мага боятся, но к нему же и обращаются за помощью. Бывают
добрые маги, бывают злые.
Атрибуты мага -- посох, балахон, борода.
В греческом и римском язычестве таинства заслонены мифами. В
христианстве таинства расписаны и нормированы. Таинства черно-
книжников пахнут серой. Действительно чарующие таинства Европы --
от друидов, волхвов.
* * *
Люди и боятся колдовства, и хотят его. Существует ли оно на
самом деле -- вопрос сложный. Во всяком случае, оно вряд ли
способно производить значительный эффект, иначе были бы какие-то
явные следы его применения. Если оно и влияет на что-то, то разве
лишь на психику человека и на его здоровье. Но можно считать, что
вера в колдовство -- это что-то вроде остатка воспоминаний о
древних утраченных возможностях. Впрочем, эти утраченные возмож-
ности могли быть не сверхъестественного, а технического характе-
ра, которыми предки европейцев обладали много тысяч лет назад или
которые они наблюдали у представителей других человеческих рас
либо у каких-то нечеловеческих существ. Но скорее всего, образ
мага всего лишь выражает страх людей перед непонятным, надежду на
чудо и веру в огромный потенциал человека.
Добрый маг Гэндальф.
Кадр из фильма "Две башни".
МЕРЛИН. Полумифическая личность. Известны "пророчества
Мерлина". Они упоминались почти каждым уэльским писалелем
Средневековья. В них, можно сказать, выражалась идеология
уэльсцев. Уэльсцы считали себя отстатком великой расы, которая
должна однажды вернуть потерянное.
Пророчества Мерлина были найдены в "Черной Книге Кармартена".
Дату их составления относят к 1250 г. (?).
Ведьма -- колдунья. Не обязательно очень злая, но никогда не
останавливающаяся перед тем, чтобы причинить человеку вред. Она
чаще уродливая, но иногда и красивая. Носительница таинственного
знания. Ведьмак (колдун) -- фигура значительно менее распростра-
ненная, чем ведьма. Добрая колдунья -- фея.
Для женщины "ведьмство" -- способ самоутверждения, обращения
на себя внимания, зарабатывания на хлеб, мщения обществу за его
невнимание или враждебность. Люди боятся ведьмы, но иногда
обращаются к ней за помощью. Ведьма сильна своим колдовством и
своей репутацией. Каждая женщина -- хотя бы немного ведьма.
Некоторые ведьмы не скрывают своей особенности. Они живут
обособленно. Другие ведьмы выдают себя за нормальных женщин.
Некоторых женщин зачисляют в ведьмы без их желания таковыми быть
-- за их отталкивающую внешность и ненормальное поведение.
Книга в Средневековье -- это дорогая вещь, произведение искус-
ства, хранилище каких-то важных сведений, которые доступны лишь
немногим, поскольку лишь немногие умеют читать, тем более на
языках латинском и древнегреческом. Она велика и массивна, ее не
возьмешь с собой без значительной в том потребности.
Книг немного. На их страницы попадает лишь то, что люди считают
особо важным. Библиотека, насчитывающая 50 томов, уже считается
крупной. В публичных библиотеках книги прикованы цепями к столам,
чтобы их не украли.
Человек может за несколько лет, не слишком себя утруждая,
прочесть почти все известные книги -- но только в случае, если
сумеет их достать. За некоторыми книгами ему придется ехать в
другой город или даже в другую страну -- и в конце концов
все-таки не получить к ним доступа.
Самая распространенная книга -- Библия -- это вдобавок священ-
ный предмет. Положа правую руку на Библию, произносят самые
торжественные клятвы.
Другие распространенные книги Средневековья -- свобы законов,
хроники, жития святых, богословские трактаты, исторические
произведения.
Противоположность Библии -- колдовские и алхимические книги.
За них сжигают на костре.
После Средневековья книга мельчает и в буквальном, и в фигу-
ральном смысле.
Маг Гэндальф, читающий летопись гномов.
Кадр из фильма "Братство кольца".
* * *
Материал средневековой книги -- пергамент (особым образом
выделанная тонкая кожа). Он много прочнее и долговечнее бумаги
и плохо горит.
* * *
Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна
тысяча"): "Классическая традиция поддерживалась в первую очередь
с помощью книг. Для людей, о которых я говорю, настоятелей импе-
раторских церквей, книга была, безусловно, величайшей из драго-
ценностей. Не она ли заключала в себе не только слово, изреченное
самыми великими писателями Древнего Рима, но и, самое главное,
слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий уста-
новил свою власть над миром сим? Их долгом было украсить это вме-
стилище премудрости с еще большим великолепием, чем стены храмов
и алтарь с его священными сосудами, соблюдая при этом самое стро-
гое согласие между словом и образом. В хранилищах литургических
книг сберегалось несколько рукописных библий и требников, чьи
иллюстрации были выполнены в эпоху Людовика Благочестивого или
Карла Лысого. Их страницы были украшены живописными миниатюрами,
почти сплошь имитировавшими римские образцы. Пластическая мощь
фигур евангелистов, подобия архитектурных сооружений, которыми
они были окружены, декор инициалов -- все отвечало урокам гума-
низма, почерпнутым из постоянно перечитываемых произведений
Сенеки, Боэция или Овидия. В тысячном году эти книги переписыва-
лись в церквах, куда приходил молиться император. Художники,
однако, стремились превзойти образцы, достичь еще большего вели-
колепия. Привезенные из Византии ткани, изделия из слоновой кости
и книги с их буквами, выписанными золотом по пурпуру, побуждали к
еще большей точности в изображении человеческого лица и к еще
большему блеску в украшениях. На пергаменте 'Перикопов', изготов-
ленном в 1020 году для императора Генриха II, золото, то самое
золото, которое феодальные князья безрассудно проматывали на тур-
нирах и пирах, служило фоном священных изображений. В окружении
этого волшебного мерцания, переносившего зрителя и предмет созер-
цания за пределы реальности, развертывались последовательные эпи-
зоды священной истории, представали персонажи разыгрывавшейся
драмы -- Христос и его ученики."
...............................................................
...............................................................
Из "Хоббита" Толкиена:
"Гоблины, надо сказать, жестокие, злобные и скверные существа.
Они не умеют делать красивых вещей, но зато отлично делают всё
злодейское. Они не хуже гномов, исключая наиболее искусных, умеют
рыть туннели и разрабатывать рудники, когда захотят, но сами они
всегда грязные и неопрятные. Молоты, топоры, мечи, кинжалы, моты-
ги, клещи и орудия пытки -- всё это они прекрасно делают сами или
заставляют делать других. Другие -- это пленники, рабы, которые
работают на них, пока не умрут от недостатка воздуха и света. Не
исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые
доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые
предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз.
Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов.
Однако в те времена, о которых мы рассказываем, и в той дикой
местности гоблины ещё не доросли до такой стадии цивилизации (так
это называется). Они ненавидели всех без разбора, особенно
порядочных и процветающих, а не то что питали именно к гномам
особую ненависть."