Средневековые символы в культуре Запада

30. Приложение 2: Символы Средневековья
в России.

Символы средневекового Запада пришли в Россию в основном эпоху Петра I -- примешавшись к основной массе заимствованных новомод- ных вещей. Они не образовали плотного слоя в русской культуре, но при желании их можно выделить в архитектуре, скульптуре и живописи. Когда хотели выразить мужественность и милитаризм в скульптуре и живописи, конкурентом средневековому стилю оказывался древне- римский стиль. В архитектуре же для этой цели ничего римского использовать не могли, потому что в части фортификации Средневе- ковье превзошло Рим значительно. Башни, башенки, зубцы, бойницы, узкие стрельчатые окна, рвы и мосты через них, которые можно увидеть в архитектурных памятниках XVIII и XIX веков в Петербурге и его окрестностях, -- не являются элементами господствовавшего в то время стиля барокко и сменившего его классицизма.
Конкурирующий стиль. Вооружение римского воина на фасаде здания Генерального штаба.
Конкурирующий стиль. Римский воин на фасаде здания Генерального штаба.

  Вообще говоря, римский военный декорум больше, чем средневеко-
вый (рыцарский), подходит для имперского государства, гордяще-
гося своими завоеваниями и своей военной мощью: римляне -- госу-
дарственники и строители империи, тогда как рыцари -- индивидуа-
листы и междоусобщики.
  Другие замены рыцарскому мотиву: 
1) древнегреческий мотив (закрывающие лицо шлемы, щиты разной 
   формы, пики, палицы, обоюдоострые топоры);
2) мотив русских витязей (шишаки, кольчуги, сабли, луки со 
   стрелами, круглые щиты);
3) мотив тяжелой кавалерии XVIII-XIX вв. (кирасы, шлемы, палаши, 
   пики, знамена, барабаны).

  По месту средневековых символов в искусстве России XVIII и XIX 
веков можно судить об их месте в культуре тогдашней Западной 
Европы: если русские их заимствовали, то, скорее всего, на Западе 
эти символы были не случайно уцелевшими рудиментами, воспринима-
емыми как старый хлам, а занимали хоть и незначительное, но, 
тем не менее, уважаемое многими место. Впрочем, русские хватали 
всё подряд.

30.1. Средневековье в Петербурге.

Башенка часового на бастионе Петропавловской крепости.
Башенки для часовых на бастионах Петропавловской крепости появились в правление Екатерины II, когда выходившие на Неву стены были облицованы гранитом в декоративных целях. Военного значения эти башенки не имели.
Фигура святого с мечом на дверях Исаакиевского собора.
Меч длинный, рыцарский.
Средневековые военные атрибуты на постаменте памятника Николаю I на Исаакиевской площади, Петербург.
На том же постаменте -- вооружение русского витязя. Видны кривая сабля и шишак (островерхий шлем).


30.2. Средневековье в Павловске.

Рыцарский декорум дверей в Павловском дворце.

Интерьер Павловского дворца. Гобелен "Посвящение Дон-Кихота в рыцари".

Петр I в рыцарских доспехах.

Фрагмент интерьера Павловского дворца. Портрет Петра I в рыцарских доспехах.

Фрагмент стены Павловского дворца: грубо отесанные гранитные глыбы, характерные для замков, но не для дворцов в стиле барокко или классическом стиле. Их стали позже более широко использовать в постройках стиля ампир.


30.2. Средневековье в Царском Селе.

Ворота в парк Екатерининского дворца.



Павильон для приемов в парке Екатерининского дворца. Вокруг здания -- неглубокий ров. Через ров перекинут мостик. Ров и мостик роднят павильон с дворцовыми замками.

Мечи, топор и щит на фасаде здания на Советском бульваре в г. Пушкине. Мечи прямые и длинные; щит круглый; топор -- типичное для рыцарских времен оружие. Этот декорум -- из предметов Средневековья.
Здание с башней на Лицейской улице.





Настоящая поздняя готика: церковь финского евангелическо-лютеранского прихода на улице Пролеткульта.
Павильон для хранения коллекции гребных судов в парке Екатерининского дворца.
Построен в 1772-1775 гг. Архитектор И. В. Неелов.

Здание на улице Малой, 7.

Готическая арка в парке Екатерининского дворца.
Мост в виде руин замка в парке Екатерининского дворца.

Мост с башенками в парке Екатерининского дворца.

  Таким образом, Средневековье, не имея сколько-нибудь значитель-
ных местных корней, оставило, тем не менее, в северо-западной 
части России довольно заметные следы своего влияния. Причины 
этому две. Во-первых, стремление уподобиться Западу. Во-вторых, 
потребность выражать иногда суровость, строгость, утилитарность, 
милитаризм.

                            *  *  *

  В России псевдоготический стиль встречается более часто в слу-
жебных зданиях (казармы, склады, фабричные здания, железнодорож-
ные станции) и в сооружениях (водонапорные башни). Он удобен в 
таких применениях, поскольку позволяет обходиться без штукатурки, 
не создавая при этом впечатления небрежности. Цвета русской 
псевдоготики: красно-коричневый (кирпичный) -- основной; белый
(обеспечиваемый побелкой) -- для некоторых деталей.

                            *  *  *

  Московский Кремль выстроен в конце XV -- начале XVI века с
участием итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Алоизо
ди Каркано, Аристотеля Фиораванти (последний осуществлял общее
руководство). Для него характерны и красный киприч, и зубцы по
верху стен, и остроконечные шатры на башнях, и другие элементы,
отличавшие фортификационные сооружения зрелого Средневековья. В
этом же стиле выстроен и московский Новодевичий монастырь. Таким
образом, русская псевдоготика XVIII и XIX веков может рассматри-
ваться как отчасти продолжение московской традиции, а не как
прямое заимствование с Запада.

                            *  *  *

  О разнице между очень поздней готикой и псевдоготикой. Она,
конечно, условная. Если в XVIII веке строится католическая
церковь в чисто готическом стиле, к тому же для представителей
этноса, который в период господства готики являлся "носителем"
этого стиля, мы имеем дело с очень поздней готикой. А если стро-
ится казарма "с элементами готики", к тому же для представителей
этноса, который в период господства готики не испытывал к ней
большого влечения, мы имеем дело с псевдоготикой. Можно вообще 
не пользоваться понтятием "псевдоготика", а различать "старую
готику", "новую готику" ("неоготику", как говорят некоторые) и 
"здания с элементами готики".

                            *  *  *
  
  Замковые элементы в архитектуре:
    грубо обработанный камень в цоколе здания;
    зубцы по верху стен;
    небольшие узкие окна (бойницы);
    выраженные подвальные окна;
    решетки;
    рвы, мосты через них;
    арочные ворота;
    сводчатые потолки;
    винтовые лестницы.

  Готические элементы в архитектуре:
    высокие узкие стрельчатые окна;
    гребёнчатые карнизы;
    крутые остроконечные крыши;
    шпили.

  Замково-готические элементы в архитектуре:
    красный кирпич, отсутствие штукатурки;
    башни, башенки.

                            *  *  *

  Россия и Запад, Русь и Средневековье. Россия -- это в культур-
ном отношении не совсем Европа. Можно рассматривать ее как очень
автономный и очень специфический фрагмент западной цивилизации.
Аналогично можно выделять и очень специфическое русское Средне-
вековье. Следы русского Средневековья в современой русской куль-
туре незначительны из-за господствующей установки на заимствова-
ние с Запада. Наверное, нужно тщательно "просеять" русское Сред-
невековье с целью выявления элементов, которые можно не без
пользы внедрить в современную русскую культуру и современный 
русский быт. Нужна не показная и поверхностная, а здравая, утили-
тарная, глубинная русскость. Осторожная, но основательная "анти-
петровская реформа" -- возможно, необходимый компонент программы 
возрождения России.
  Можно видеть в русском Средневековье кровавые междоусобицы,
пресмыкательство перед монголо-татарами, культурное убожество,
грязь, самодурство великих князей, а можно -- строительство
великолепных храмов и крепостей, военные подвиги и покорение
просторов. Россия в состоянии выработать собственную эффектную
систему средневековых символов и вполне "покрыть" ею потребность 
своих граждан в средствах отождествления себя с героями-предками,
со старым, здравым, сильным, национальным -- противопоставляемым
новому, слабому, "общечеловеческому".
Покровская башня псковской крепости. Высота 42 м, диаметр 30 м. Под этими стенами неоднократно бывали войска Ливонского ордена.

Изборская крепость в 30 км к западу от Пскова. Каменные стены и башни
выстроены к середине XIV в. Несколько раз осаждалась крестоносцами.

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz