Средневековые символы в культуре Запада

29. Приложение 1: О рыцарях.

29.1. Происхождение рыцарства.

Преимущества всадника перед пехотинцем: возможность быстро передвигаться на большие расстояния с запасом оружия и пищи, давить противника конем, наносить удары сверху, использовать более тяжелое копье и более тяжелые доспехи. Среди прочего, всадник имеет возможность в любой момент спешиться, то есть стать пехотинцем. Недостатки способа ведения боя верхом: всадник заметен и открыт со всех сторон; конь уязвим в еще большей степени, чем всадник; конь может испугаться и сбросить всадника или упасть и придавить его. Преимущества пехотинца перед всадником: поворотливость, возмож- ность образовывать плотный строй (в котором воины заслоняют друг друга щитами), штурмовать и защищать укрепления, скрываться в неровностях рельефа и зарослях. Защищать и штурмовать города удобнее пехоте. Вылазку конницы из города легко предотвратить сооружением рва, вала, частокола. Для местности с плотным оседлым населением, тем более лесистой (каковой являлась Западная Европа в Средние века), основным родом войск должна быть пехота. Для степной местности с редким населе- нием -- конница. Почему же конница стала доминирующим родом войск в Западной Европе? Причина -- выделение привилегированного воен- ного сословия, организованного по феодальному принципу. Доминиро- вание конницы было следствием феодализма. Пехотинец силен в составе хорошо организованного отряда, всадник же лучше пехотинца приспособлен к одиночному бою. Живший в замке рыцарь мог в случае нападения крестьян, разбойников или соседа-рыцаря рассчитывать главным образом на собственные силы. По местности он передвигался в лучшем случае с оруженосцем и двумя-тремя вооруженными слугами или "верными сквайрами" (зажиточными крестьянами -- как бы васса- лами самого низкого уровня). Далее, поскольку военные силы в феодальном обществе оказывались рассредоточенными по большой территории, для быстрого сбора их требовалось, чтобы воины поль- зовались лошадьми. Рыцарская конница являлась эффективной лишь потому, что почти нигде не сталкивалась с хорошей пехотой. Европейская пехота была немногочисленной, вспомогательной по своей роли в бою и уверенной в своей неполноцености по сравнению с рыцарями.

29.2. Рыцарские доспехи.

П. фон Винклер о рыцарских доспехах VIII столетия: "Броня имеет вид длинной рубахи из толстой материи или кожи, на которую нашиты ряды железных колец, предварительно нанизанных на прочный ремень таким образом, что одно кольцо покрывает часть другого. Каждое из них пришивалось к коже, а само расположение рядов согласовывалось с частями тела, покрытыми броней." "Кольчуга появляется позднее брони, от которой отличается от- сутствием кожи или материи, так что состоит лишь из железных колец, скрепленных между собой и образующих род длинной рубахи. Под кольчугой обыкновенно носилось особого вида военное платье -- толстый стеганный на вате зипун, ставший, впоследствии, под име- нем гамбизона необходимой принадлежностью сплошного или досчатого доспеха. В XII столетии (когда впервые появляется употребление рыцарями кольчуги) броня делается очень длинной, причем ее разрезают от бедер до самого низу для удобства верховой езды. В Германии рукава делаются узкими; во Франции более широкие. Введение кольчуги не вытесняет употребление брони, которая долго еще остается преобладающим доспехом воина, так как стоит дешевле первой и требует употребления гамбизона. Кольчуга, несомненно, восточного происхождения и появляется в употреблении в Европе лишь после первого крестового похода." "Кольчуги XIII и XIV столетий всегда отличаются прекрасной работой. чуждое кольцо куется отдельно, причем выделывается на одном конце его отверстие, а на другом небольшой выступ; выступ этот пропускается в отверстие соседнего кольца, а затем оба кольца склепываются. Такого вида склепка получила название "ячменного зерна"." "Искусство ковать кольчуги достигло в XIII столетии особенного совершенства, причем различные оружейники совершенно различно соединяют между собою кольца." "Хотя кольчуги не выходят из употребления почти до конца XIV столетия, но мало -- помалу они становятся лишь дополнением вооружения и служат для прикрытия сочленений и соединений частей из сплошного железа, так как в XIV столетии оружейники достигают искусства ковать сплошные доспехи." ("Оружие", гл. "Появление и развитие рыцарства")

29.3. Рыцарские гербы.

Устройство герба.
Из книги "Введение в специальные исторические дисциплины".
Из книги "Введение в специальные исторические дисциплины": "Изображение герба может быть полным и неполным. Полный герб включает в себя следующие предметы: щит, шлем (или его заместитель), шлемовую эмблему, намет, щитодержатели, девиз (...) Безусловно, основным элементом герба является щит и изображение на нем." (стр. 54) "Рыцарь носил геральдические изображения не только на шлеме и щите. Постепенно они стали помещаться на оружии и других предме- тах воинского снаряжения и прочем принадлежащем ему имуществе. Сохранились гербы на одеждах, покрывалах лож, занавесях, блюдах и кубках. Гербы украшали тисненые кожаные футляры и переплеты, очаги, стены, мебель. С распространением стекла они появились на окнах в технике витража и росписи по стеклу." "Герб был обязательным атрибутом погребальной церемонии: вокруг смертного одра ставились свечи, украшенные маленькими гербовыми щитами покойного; одет он был чаще всего в гербовую котту или покоился на ткани, расшитой его геральдическими фигурами; в тра- урной процессии катафалк, украшенный гербом, сопровождали монахи со свечами, на которые был прикреплен гербовый щиток; изображение герба на стенке каменного саркофага встречается в подавляющем большинстве случаев в гробницах знати XIII-XV вв." "Гербы не возникали в жизни средневекового человека от случая к случаю. Напротив, они были вплетены в ткань повседневности. То, что гербы встречаются постоянно, означает не частоту особенного, необычного, а незаменимость и обязательность использования герба в общественной практике, 'геральдизацию' процесса социального об- щения. Процедура принятия вассальной присяги без герба немыслима; церемония коронации -- это демонстрация обилия и единства гербов вассалов короны. Герб, безусловно, предшествует личности, в опре- деленных ситуациях практически полностью заслоняя ее. Это прева- лирование связано с тем, что в средневековом сознании корпоратив- ное безусловно ценнее индивидуального, и в данном случае, когда герб -- выражение родовой и социальной принадлежности, геральдика -- лишь частное проявление общего. В момент конфликта между Анг- лией и Францией в XIV в. вассалы французского короля демонстриру- ют свою верность и верность своих земель сюзерену, являясь перед ним в гербовых коттах. В 1381 г. в ответ на жалобы лиссабонцев на притеснения английских войск, стоявших в это время в португальс- кой столице, граф Кембридж приказал вывешивать на домах его герб -- белого сокола в алом поле; это, однако, вызвало недовольство горожан, потому что, несмотря на гарантию защиты, средневековыми лиссабонцами это расценивалось как притязания графа на их подчи- нение." "Приведем в качестве красноречивого и очень показательного при- мера случай с так называемым 'наказанием герба'. Рыцарь, совер- шивший достойные соответствующего наказания проступки или пре- ступлении, всходил на помост, где напротив него на столбе висел его гербовый шит, перевернутый вниз головой. Гербовый король читал приговор осужденному. Хор отпевал его. После каждого псалма герольд бесчестил оружие и доспехи рыцаря: сначала шлем, затем гербовую котту, потом пояс (перевязь), меч, шпоры и, наконец, герб (щит) осужденного, который герольд разбивал молотком. После последнего псалма на голову осужденного выливалась горячая вода, принесенная помощником герольда из ближайшей церкви, после чего осужденный передавался в руки королевского судьи или прево." "Публично перевернутый герб мог быть облит бесчестящей его чер- ной краской. После этого гербовый король или герольды объявляли о лишении прав детей и потомков осужденного носить герб и появлять- ся на турнирах." "Дело могло ограничиться и одним только публичным переворачива- нием герба: так наказывались трусость, бегство с поля боя. Это, в отличие от разбивания герба, было временным наказанием. Часть проступков могла наказываться только разного рода изменениями в рисунке герба. Трудно судить о том, насколько часто эти наказания применялись на практике, так как возможность дойти до нас этих мало прибавляющих славы роду гербов гораздо меньше по сравнению с обычными. Тем не менее можно предполагать достаточно широкий спектр геральдического реагирования на правовые аспекты действи- тельности с явной дифференцированностью подхода." "Примеры подобных ситуаций можно множить. В итоге они составят хронологию повседневной общественной жизни. Средневековый человек сталкивался с гербами, даже не обладая ими сам, повсюду и посто- янно. Горожанину был известен герб его города, цеха. сеньора. Войдя в церковь, прежде чем его взор достигал алтаря, он видел украшенные гербами каменные гробницы. Подняв глаза к небесам, он встречал на стенах собора гербы донаторов и сеньоров. Под ногами его пол церкви мог быть выложен плиткой с геральдическими изобра- жениями. На улицах города. Гербы смотрели на него с башен, ворот, стен домов. Герольды. Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, которые специально занимались бы ге- ральдикой. Ими стали те, кто ведал церемониалом турниров, дипло- матических переговоров, выступал представителями сеньоров, -- герольды." "Возникновение института герольдов следует отнести, видимо, к XII в.; более точных данных о времени его появления у нас пока нет. Наиболее известна их деятельность, связанная с проведением рыцарских турниров, о чем уже говорилось выше. Кроме гербовой экспертизы в обязанности герольда входило блазонирование герба, т. е. его объявление перед турниром и краткое описание. Герольды также ведали регламентом турниров, их помощники подавали во время состязаний все необходимые сигналы. (стр. 48-49) "Практический интерес к геральдике продолжает существовать до сих пор. Это объясняет такое явление, как наличие в современном гербоведении направления, фактически обслуживающего обладателей гербов. Такова в большой степени работа Института геральдики и генеалогии в Лиссабоне; итальянских бюро, составляющих или под- тверждающих гербы, и других организаций подобного рода. Разумеет- ся, и среди трудов этих учреждений можно найти работы, отмеченные печатью чисто научного интереса к геральдике. Деятельность по исследованию геральдики базируется на разработках в национальных центрах и стимулируется несколькими международными организациями: Международной академией геральдики (Париж), Международным инсти- тутом генеалогии и геральдики (Мадрид), Скандинавским геральди- ческим обществом (Копенгаген) и др." (стр. 78)

29.4. Рыцарские турниры.

В книге Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Счастье"): Герцог Рене Анжуйский "сочинил и, возможно, собственноручно проиллюстрировал 'Книгу о турнирах'. Еще одна наука. Каждый рыцарь обязан разбираться во всех ее тонкостях, как и в псовой охоте, -- ведь это знание является привилегией, выделяющей среди других людей элиту всадников с закрытым забралом лицом. Поэтому трактат начинается с перечня победителей - все они отличаются самым благородным происхождением, и для каждого приводится его герб, девиз, боевой клич. Настоящий Готский альманах XV века. Далее описывается их громыхающее снаряжение, благодаря которому каждый участник турнира превращается в огромного тяжелого жука, бряцающего сталью, ощетинившегося шипами. И при всем при том в каждой детали этого сверкающего капота видна неизменная забота об элегантности, но еще более -- об избыточности. Все это выставляется напоказ во время состязаний, сменяющих друг друга на протяжении, так сказать, спортивного сезона. Принцы выступают в качестве устроителей этих рыцарских священнодействий. Они назначают день турнира. К этому дню отовсюду ватагами съезжаются рыцари. Они торжественно вступают в разукрашенный по этому случаю город. Уже теперь они показывают, демонстрируют себя публике. Следует музыкальная прелюдия. Выкрики герольдов, раздача знаков различия. И вот начинается игра, за которой внимательно 1 наблюдают дамы. С одной стороны, это пока еще, как и в XII веке, состязания команд. В беспорядочной схватке противостоят два или три лагеря. Окруженные слугами, оруженосцами, рыцари, как на войне, стремятся взять противника в плен, мечтают о выкупе, о добыче. Однако в центре праздника единоборства, поединки рыцарей. В этом случае каждый может насладиться виртуозностью того, что Жан Фруассар называл 'apertises d'armes', демонстрации ловкости и силы, обеспечивающих лучшим славу и победный приз. Это был почти брачный ритуал, танец движимых любовью самцов перед прекрасными дамами. Да и были ли эти боевые игры чем-либо иным, если не эпизодами другой игры -- любовной?" "Действительно, именно благородная любовь, любовь куртуазная, то есть такая, монополией на которую обладали рыцари, составляв- шие двор сюзерена, была в XIV веке кульминацией рыцарского праздника."

29.5. Рыцарские обеты.

У Хёйзинга ("Осень Средневековья"): "Значение обета состояло, как правило, в том, чтобы, подвергая себя воздержанию, стимулировать тем самым скорейшее выполнение обещанного. В основном это были ограничения, касавшиеся принятия пищи. Первым, кого Филипп де Мезьер принял в свой орден Страстей Господних, был поляк, который в течение девяти лет ел и пил стоя. Бертран дю Геклен также скор на обеты такого роода. Когда некий английский воин вызывает его на поединок, Бертран объявляет, что встретится с ним лишь после того, как съест три миски винной похлебки во имя Пресвятой Троицы. А то еще он клянется не брать в рот мяса и не снимать платья, покуда не овладеет Монконтуром. Или даже вовсе не будет ничего есть до тех пор, пока не вступит в бой с англичанами." "Магическая основа такого поста, разумеется, уже не осознается дворянами XIV столетия. Для нас эта магическая подоплека предста- ет прежде всего в частом употреблении оков как знака обета. 1 января 1415 г. герцог Иоанн Бурбонский, 'desirant eschiver oisivete, pensant y acquerie bonne renommee et la grace de la tres-belle de qui nous sommes serviteurs' ['желая избежать празд- ности и помышляя стяжать добрую славу и милость той прекрасней- шей, коей мы служим'], вместе с шестнадцатью другими рыцарями и оруженосцами дает обет в течение двух лет каждое воскресенье носить на левой ноге цепи, подобные тем, которые надевают на пленников (рыцари -- золотые, оруженосцы -- серебряные), пока не отыщут они шестнадцати рыцарей, пожелающих сразиться с ними в пешем бою 'a outrance' ['до последнего']. Жак де Лален встречает в 1445 г. в Антверпене сицилийского рыцаря Жана де Бонифаса, покинувшего арагонский двор в качестве 'chevalier aventureux' ['странствующего рыцаря, искателя приключений']. На его левой ноге -- подвешенные на золотой цепи оковы, какие надевали рабам, -- 'emprise' ['путы'] -- в знак того, что он желает сразится с кем-либо. В романе о 'Petit Jehan de Saintre' ['Маленьком Жане из Сэнтре'] рыцарь Луазланш носит по золотому кольцу на руке и ноге, каждое на золотой цепочке, пока не встретит рыцаря, который 'разрешит' его от emprise."

29.6. Рыцарские ордена.

Я. Хёйзинга в книге "Осень Средневековья" (гл. VI "Рыцарские ордена и рыцарские обеты") пишет следующее: "Грандиозная игра в прекрасную жизнь -- грезу о благородной мужественности и верности долгу -- имела в своем арсенале не только вышеописанную форму вооруженного состязания. Другая столь же важная форма такой игры -- рыцарский орден. Хотя выявить прямую связь здесь было бы нелегко, однако же никто -- во всяком случае из тех, кому знакомы обычаи первобытных народов, -- не усомнится в том, что глубочайшие корни рыцарских орденов, турни- ров и церемоний посвящения в рыцари лежат в священных обычаях самых отдаленных времен. Посвящение в рыцари -- это этическое и социальное развитие обряда инициации, вручения оружия молодому воину. Военные игры как таковые имеют очень древнее происхождение и некогда были полны священного смысла. Рыцарские ордена не следует отделять от мужских союзов, бытующих у первобытных народов..." "Впрочем, в представлениях, свойственных рыцарским орденам, христианский элемент был настолько силен, что объяснение существа этих представлений из чисто средневековых по своей природе церковных и политических оснований, могло бы показаться вполне убедительным, если бы мы все же не знали того, что основания эти скрывают объясняющие их, повсеместно проявляющиеся параллели с первобытными обществами." "Первые рыцарские ордена -- три наиболее известных ордена Святой Земли и три испанских ордена -- возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарс- кого идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась -- дотоле непривычной -- реальностью. Они выросли затем в крупные политические и экономические институции, в громадные хозяйствен- ные комплексы и финансовые державы. Политические выгоды посте- пенно оттесняли на задний план их духовный характер, так же как и рыцарски-игровой элемент, а экономические аппетиты, в свою очередь, брали верх над политической выгодой. Когда тамплиеры и иоанниты процветали и еще даже действовали в Святой Земле, рыцарство выполняло реальные политические функции и рыцарские ордена, как своего рода сословные организации, имели немалое значение." "Но в XIV и XV столетиях рыцарство означало лишь более вы- сокий ранг в системе общественного уклада и в более молодых рыцарских орденах элемент благородной игры, который скрыто присутствовал в самой их основе, выдвинулся на передний план. Не то чтобы они превратились только в игру. В идеале рыцарские ордена все еще были полны высоких этических и политических устремлений. Но это были мечты и иллюзии, пустые прожекты." * * * ОРДЕН ИОАННИТОВ (Орден госпитальеров, в дальнешем Мальтийский орден), иначе Иерусалимский рыцарский орден святого Иоанна. Его члены назывались сначала иоаннитами, затем родосскими рыцарями, затем мальтийскими рыцарями. Возник в середине XI в. Один итальянский купец получил от египетского калифа, владетеля Палестины, разре- шение на открытие в Иерусалиме, недалеко от места Гроба Господня, госпиталя -- странноприимного дома для паломников. Для совершения служб в капелле при госпитале были присланы монахи-бенедиктинцы, получившие название иоаннитов или госпитальной братии святого Иоанна. В 1099 году братство иоаннитов было преобразовано в орден Госпитальеров (Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иеруса- лимского) В 1113 г. римский папа утвердил его. Раймон де Пюи, избранный в 1118 году в ректоры иоаннитов, первый соединил братию в замкнутую общину и дал членам общины особое орденское одеяние: черный плащ с белым полотняным крестом с левой стороны. Вскоре он прибавил к монашеским обетам обязанность биться с неверными и таким образом преобразовал братство в духовный рыцарский орден. В качестве символа был введен ввел восьмиконечный (символ восьми рыцарских доблестей). В XIII веке братья ордена стали носить поверх доспехов красный плащ с этим крестом. Члены ордена делились на 3 класса: рыцари знатного происхождения (вели войны), ведения войны; пресвитеры ордена (осуществляли богослужение), служащая братия (ухаживали за больными и охраняли поломников). После взятия Иерусалима Саладином в 1187 г. иоанниты перебра- лись в Птолемею. Когда Филипп Французский и Ричард Львиное Сердце в 1191 году появились перед Аккою, орден поспешил принять участие в осаде и перенес туда свое местопребывание. Позже рыцари отправились в Испанию и отняли у мавров Валенсию, за что король Иаков Арагонский наградил их землями. Во время войны с Египтом, в сражении при Газе в 1241 году пала большая часть рыцарей. Когда, в 1291 году, Акку пришлось уступить султану египетскому, остатки ордена нашли приют у короля кипрского. Иоанниты начали строить там флот, впоследствии весьма значительный. Беспорядки на Кипре, в которых были замешаны иоанниты и тамплиеры, повели к тому, что иоанниты оставили Кипр. В 1309 г. они захватили остров Родос и перебрались туда. Их стали называть родосскими рыцарями. В 15 в. они выдержали на острове несколько осад египетского флота. В 1522 году у острова появились турки с огромным флотом. Не получая помощи извне, рыцари полгода защищали укрепления острова, но потом капитулировали. Остатки ордена обосновались сначала в Мессине по договоренности с вице-королем Сицилии, потом в папаской области по договоренности с папой Климентом VII. В 1530 г. император Священной римской империи Карл V отдал рыцарям в ленное владение Мальту, Гоццо и Триполи. Орден стал называться Мальтийским. Мальтийский орден явился аванпостом христианских держав в борьбе против Оттоманской империи, находившейся в то время на вершины своего могущества. Высшего расцвета слава Мальтийского ордена достигла в правление великого магистра Ла-Валетта (1557-1568), при котором Мальте пришлось выдержать осаду турок. В XVIII веке на Мальте возобладала мирная политика: великие магистры открывали школы, основали академию наук и университет. В 1776 году, при великом магистре принце Рогане (1775-1797) генеральный капитул (высшее законодательное учреждение ордена) принял кодекс законов Мальтийского ордена ("Codice del sacro militare ordine Gierosolimitano"). 12 июня 1798 года Мальта без боя сдалась французам. В 1800 г. ее заняли англичане. После отречения великого магистра Гомпеша в 1798 г. на его место был избран российский император Павел I, но его признавали в этой роли не везде. В 1834 году капитул ордена был перенесен в Рим. Во второй поло- вине XIX века орден окончательно превратился в духовно-благотво- рительную корпорацию. Во многих местах Европы, а также в Бейруте, он содержал больницы, в Иерусалиме -- странноприимный дом для богомольцев. В настоящее время Мальтийский орден -- своеобразное бестеррито- риальное государство, имеющее центр в Риме, назначающее послов в разные страны и занимающееся в основном благотворительностью. Девиз ордена: PRO FIDE ("За веру").

Рыцарь мальтийского ордена и автор.
На плакате герб Мальтийского ордена и надпись: "Мальтезианцы. Госпитальная служба. Австрия".
                            *  *  *

  ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ. У Гекертона о тамплиерах ("Тайные общества", 
кн. V, гл. VIII):
  "147. ОСНОВАНИЕ ОРДЕНА. -- Орден рыцарей Храма возник во время 
крестовых походов. В 1118 г. девять храбрых и благочестивых
рыцарей составили общество, соединявшее в себе черты монахов и
рыцарей. Они избрали в покровительницы 'La douce mere de Dieu' и
обязались жить сообразно правилам св. Августина, клянясь посвя-
тить свои мечи, руки, силу и жизнь защите таинств христианской
веры, оказывать полное повиновение великому магистру, подвергать-
ся опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к
Христу, и даже не отступать при встрече одного с тремя неверными.
Они также произнесли обет целомудрия и бедности, обещая не
переходить ни в какой другой орден, не сдавать ни стены, ни фута
земли. Король Болдуин II дал им часть своего дворца, и так как он
стоял близ храмовой церкви, настоятель дал им улицу, ведущую из
церкви ко дворцу, и вот почему они назывались 'Войском Храма'
(militia templi)."
  "148. УСПЕХИ ОРДЕНА. -- Первые девять лет после учреждения 
ордена тамплиеры жили в большой бедности. Хуго де Пэйн и Готфрид
Сент-Омер, основатели, имели одну боевую лошадь, факт, увекове-
ченный в печати ордена. представляющей двух рыцарей на одном
коне. Вскоре после этого папа Гонорий утвердил орден и признал
белый плащ -- к которому Евгений III прибавил красный крест на
груди -- отличительной одеждой тамплиеров. Орден также принял
знамя, сделанное из полосатого полотна, белого с черным, называ-
емого Босеан (на французском языке это означает пегую лошадь), и
это слово сделалось боевым кличем рыцарей. На знамени был крест 
с надписью 'Non nobis, Divine, sed nomini tui da gloriam' ("Не
нам, Господи, а имени твоему во славу")."
  "149. ОПИСАНИЕ КОМАНДОРСТВ. -- Командорства находились в 
восточных и западных провинциях; первые включали Иерусалим,
Триполи, Антиохию, Кипр; последние -- Португалию, Кастилию и
Леон, Арагон, францию, а также Фландрию и Нидерланды, Англию,
Ирландию, Германию, Италию и Сицилию. Пока Иерусалим находился в
руках христиан, главное местопребывание тамплиеров было в этом
городе; впоследствии оно было перенесено в Париж, где они
воздвигли большое здание, еще недавно известное под названием
Тампля. В этом здании Филипп Красивый укрылся во время мятежа в
1306 г., где тамплиеры защищали его, пока ярость народная не
утихла. Говорят, что рыцари по неосторожности обнаружили перед
королем свои громадные сокровища."
  Великий магистр ордена Яков Моле был сожжен 18 марта 1313 г. 
на медленном огне.
  "156. ТАИНСТВА ТАМПЛИЕРОВ. -- Не придавая большого значения 
признаниям, исторгнутым насилием, или доносам, внушенным мщением,
жадностью и раболепством, все-таки следует признать, что рыцари
Храма в своих верованиях и обрядах имели что-то особенное и
таинственное, совершенно отличное от статутов, мнений и обрядов
других религиозно-военных обществ. Их продолжительное пребывание
на Востоке, в опасной Палестине, переполненной греческими рас-
кольниками и еретиками, которые, будучи изгнаны из Константино-
поля, укрылись у арабов; их соперничество с госпитальерами,
соприкосновение с сарацинским элементом, наконец потеря Святой
Земли, повредившая им в глазах света и сделавшая праздной их
жизнь, -- все это и многие другие обстоятельства подействовали на
это учреждение совершенно непредвиденным образом, не согласуясь с
направлениями первоначального учреждения, и способствовали
появлению идей и обрядов, не совместимых с ортодоксальной мыслью,
положившей начало, оживлявшей и укреплявшей это военное братство,
и даже совершенно противоречивших ей."
  "157. ХРАМ И ЦЕРКОВЬ. -- Само название ордена некоторым образом 
указывает на мятежное честолюбие. Храм -- более величественное,
более обширное и более понятное название, чем церковь. Храм выше
церкви; у последней обозначено число основания и место нахожде-
ния, первый существовал всегда. Церкви падают, Храм остается как
символ родства религий и вечности их духа. Рыцари Храма могли,
таким образом, считать себя иереями этой религии, не скоротечной,
а постоянной, и искатели могли думать, что орден, делая их
защитниками Храма, намерен посвятить их во второе и лучшее
христианство, в более чистую религию."
  "164. ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ РЫЦАРЕЙ ХРАМА. -- С тамплиерами погиб 
целый мир: рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже
папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен.
Возник жадный и бесплодный торговый дух. Мистицизм, озарявший
таким ярким светом прошлые поколения, нашел холодность, недоверие
в душах людей. Реакция была сильной, и тамплиеры первыми пали под
жестокими ударами Запада, стремившегося возмутиться против
Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в
нем, управлял им и притеснял его."
  "165. СВЯЗЬ С ФРАНКМАСОНСТВОМ. -- Франкмасоны уверяют, что име-
ют связь с тамплиерами и есть общество, называющееся 'Тамплиеры', 
главное местопребывание которого в Париже и филиалы которого 
распространены в Англии и других странах."
  Таким образом, франкмасоны -- тоже своеобразный рудимент (или
рецидив?) рыцарской эпохи.
  В 20 веке орден тамплиеров был возрождён (по-видимому, как 
средство привлечения внимания к его членам). Из новостей: "Пред-
ставители Ордена тамплиеров направили в Ватикан письмо, в котором 
выразили надежду, что римская католическая церковь принесет им
свои извинения за события 700-летней давности. Напомним, что одна
из самых влиятельных военизированных религиозных организаций
Средневековья была уничтожена французским королем с санкции Папы
Клемента V." (29.11.2004)

                            *  *  *

  ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН. Основан в 1190 г. в Палестине как братство 
помощи немецким паломникам. В 1198 г. преобразован в духовно-
рыцарский орден. Отличался тем, что в него принимались только
немцы. Был вытеснен из Иерусалимского королевства тамплиерами и
иоаннитами и в 1228 г. обосновался на берегах Вислы.
  В 1234 г. папа даровал ордену Пруссию и обязал его бороться с 
язычниками-пруссами.
  В XIII в. в Прибалтике на землях, захваченных орденом у пруссов, 
литовцев, и поляков, образовано государство Тевтонского ордена.
  В 1237 году галицкий князь Даниил Романович разбил войска
Тевтонского ордена.
  В 1240 году тевтонские рыцари вторглись в земли Пскова и
Новгорода, захватили Псков, Изборск, Лугу. В 1241 году Александр
Ярославич Невский изгнал их.
  В 1410 году в битве при Грюнвальде польско-литовско-русское
войско Ягайлы разбило рыцарей Тевтонского ордена.
  В 1466 году в результате Тринадцатилетней войны (1454-1466) с
Польшей Тевтонский орден признал себя вассалом польского короля.
  В 1525 году владения ордена в Прибалтике превращены в светское
герцогство Пруссию. Резиденция ордена была перенесена в Вену, где 
он продолжал формальное существование до упразднения в 1809 г. 
Восстановлен в 1834 г. Номинально существует и в настоящее время.
Церковь Тевтонского ордена в Вене.
Singerstrasse.

Алтарь церкви Тевтонского ордена в Вене.

                            *  *  *

  ОРДЕН МЕЧЕНОСЦЕВ. Учрежден в 1202 г. Название произошло от 
изображения на белых плащах рыцарей Ордена красного меча и
креста.
  В 1207 году Орденом взята крепость Куконас в среднем течении 
Западной Двины, оборону которой возглавлял князь Вячеслав 
Борисович ("Вячко"), внук смоленского князя Давыда Ростиславича.
  В 1216 году полоцкий князь Владимир помогал эстам в войне 
против Ордена. В союзе с князем действовало войско новгородцев
и псковичей.
  В 1217 датский король Вальдемар II высадился на берегах 
Эстонии, покорил её, основал крепость Ревель (теперь Таллин) и по
договору 1230 г. уступил часть Эстонии Ордену. В 1347 г. датский
король Вальдемар IV, продал Ордену свои владения в Эстонии.
  В 1224 году после длительной осады Орденом пал город Юрьев
(позже Дерпт, теперь Тарту).
  В 1234 году на реке Эмайыге под Юрьевом новгородский князь 
Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками Ордена.
  В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско Ордена
в битве при Шауляе. 
  В 1237 году остатки Ордена меченосцев были преобразованы в
Ливонский орден.

                            *  *  *

  ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН. Представлял собой духовн-военно-государственное
объединение немецких рыцарей в Восточной Прибалтике (на территории
современных Латвии и Эстонии). Создан в 1237 году из остатков
Ордена меченосцев. Считался отделением Тевтонского ордена.
  Во 2-й четверти XIII в. вошел в конфедерацию пяти государств 
(Ливонского ордена, епископств Рижского (архиепископства с 1251),
Курляндского, Дерптского, и Эзельского).
  В 1242 году Александр Невский одержал победу над рыцарями
Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое
побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от
притязаний на русские земли.
  В 1520 г Орден перстал зависеть от гроссмейстера Тевтонского 
ордена, и его глава Плеттенберг получил достоинство князя
Священной римской империи германской нации. Он был союзником
Великого князя литовского Александра Ягеллона и противником
великого князя московского Ивана III Васильевича, войско которого
разбил у Изборска (1501) и у Пскова (1502).
  1558-1583 -- годы войны России с Ливонским орденом и его
союзниками (Ливонская война).
  В 1559 г. Ливония перешла под протекторат Речи Посполитой.
  В 1560 г. Северная Ливония перешла под протекторат Швеции.
  В 1561 г. Орден ликвидирован ввиду невозможности дальнейшего
сохранения его независимости. Последний гермейстер Г. Кетлер
по Виленскому договору 1561 г. принял титул герцога.

                            *  *  *

  ОРДЕН СВ. ИАКОВА КОМПОСТЕЛЛЬСКОГО (Сант-Яго де Компостелла).
Существовал в Испании. Основан в Леоне в 1161 г. С 1175 г.
базировался в Кастилии. В 1874 г. упразднен.

                            *  *  *

  ОРДЕН КАЛАТРАВА (название дано по месту резиденции). Сущест-
вовал в Испании.Основан в 1158 г. как ветвь монашеского ордена
цистерцианцев. С 1175 г. -- духовно-рыцарский орден. В 1873 г.
упразднен.

                            *  *  *

  ОРДЕН АЛЬКАНТАРА (название по месту резиденции). Основан в 
1156 г. под названием "Рыцари Ордена св. Иоанна Перейрского".
Позднейшее название получил в 1213 г. С 1526 г. главой ордена
является испанский монарх.


                            *  *  *

  ОРДЕН АВИСЫ (название по месту резиденции). Португальский 
духовно-рыцарский орден. Создан в 1162 г. по образцу испанских 
орденов для борьбы с маврами. В 1789 г. упразднен. 


                            *  *  *

  У Хёйзинга (там же):
  "...учреждать рыцарские ордена с середины XIV в. все более 
входит в моду. Каждый государь должен был иметь свой собственный
орден; не оставалась в стороне и высшая аристократия. Это маршал
Бусико со своим Ordre de la Dame blanche a l'escu verd в защиту
благородной любви и притесняемых женщин. Это король Иоанн с его
Chevaliers Nostre Dame de la Noble Maison ['рыцарями Богоматери
Благородного Дома'] (1351 г.) -- орден из-за его эмблемы обычно
называли орденом Звезды. В Благородном Доме в Сент-Уане, близ
Сен-Дени, имелся table d'onneur ['стол почета'], за которым во
время празднеств должны были занимать места из числа самых
храбрых три принца, три рыцаря со знаменем (bannerets) и три
рыцаря-постуланта (bachelers). Это Петр Лузиньян с его орденом
Меча, требовавшим от своих кавалеров чистой жизни и ношения
многозначительного символа в виде золотой цепи, звенья которой
были выполнены в форме буквы 'S', что обозначало 'silence'
['молчание']. Это Амедей Савойский с 'Annonciade' ['орденом
Благовещения']; Людовик Бурбонский с орденом Золотого Щита и
орденом Чертополоха; чаявший императорской короны Ангерран де
Куси с орденом перевернутой Короны; Людовик Орлеанский с орденом
Дикобраза; герцоги Баварские, графы Голландии и Геннегау с их
орденом Святого Антония, Т-образным крестом и колокольцем, при-
влекающим внимание на стольких портретах. Присущий рыцарскому
ордену характер фешенебельного клуба выявляют путевые заметки
швабского рыцаря Иорга фон Эхингена. Все князья и сеньоры,
владения которых он посетил, предлагали ему участвовать в их
'Gesellschaft, ritterliche Gesellschaft, Ordens gesellschaft'
['обществе, рыцарском обществе, орденском обществе'] -- так
именует он ордена."
  "Порой новые ордена учреждали, чтобы отпраздновать то или иное 
событие, как, например, возвращение Людовика Бурбонского из анг-
лийского плена; иногда преследовали также побочные политические 
цели -- как это было с основанным Людовиком Орлеанским орденом
Дикобраза, обращавшим свои иглы против Бургундии; иной раз
ощутимо перевешивал благочестивый характер нового ордена (что,
впрочем, всегда принималось во внимание) -- как это было при
учреждении ордена Святого Георгия во Франш-Конте, когда Филибер
де Миолан вернулся с Востока с мощами этого святого; в некоторых
случаях это не более чем братство для взаимной защиты: орден
Борзой Собаки, основанный дворянами герцогства Бар в 1416 г."


29.7. Любовь у рыцарей.

О любовной стороне жизни рыцарей позднего Средневековья в книге Жоржа Дюби "Европа в Средние века" говорится следующее (гл. "Счастье"): "Прежде всего с помощью ослепления эротизмом -- фреска Кампо Санто тому ярчайшее свидетельство -- пыталась аристократия обмануть страх смерти. Это также была своего рода игра, правила которой были установлены двумя тремястами годами ранее: избрать себе даму сердца, носить ее цвета, служить ей как вассал служит своему сеньору, домогаться ее даров, и наконец, -- завоевать ее сердце. Когда после 1300 года искусство стало приобретать светский характер, оно начало без устали описывать ритуал любовных игр. Эти игры также охотно проводятся на вольном воздухе. Им, однако, не подходят ни открытые ристалища рыцарских поединков, ни заповедные охотничьи угодья; их арена -- сень фруктовых деревьев, обнесенные оградой сады..." "Чтобы проникнуть в вертоград отдохновения, приблизиться к девам в усыпанном цветами уборе, адепт куртуазности должен был оставить своего коня, свои доспехи и оружие, преобразиться в другого человека, надеть светское платье, чуть ли не уподобиться женщине. Он должен сдерживать резкость своих движений. Облачившись в нарядный костюм, он старается придать грациозность своим жестам, прибегает к тысяче галантных ухищрений, будучи при этом объектом наблюдения, критики, а в случае успеха -- увенчивается, подобно победителю турнира. Парижские резчики по слоновой кости заботливо изобразили различные фазы любовных поединков на оборотной стороне ручных зеркал, на баночках с благовониями: встреча, первый обмен взглядами: первое скрещение оружия -- это скрещенье взглядов, разящих лучей, заостренных стрел, пронзающих и зажигающих сердце. Следующий этап -- беседа: мужчина и женщина изображены сидящими на скамье друг подле друга, как Христос и Дева Мария в сцене коронования Богородицы на тимпанах соборов. Наконец, в ход идут руки, наступает пора ласк, при этом правила предписывают не торопить даму, а ей следует уступать понемногу, идя в некоторых отношениях навстречу возлюбленному, частично беря на себя инициативу." "Одна за другой формы и темы церковной иконографии переосмыс- ливаются, и райское древо, древо грехопадения Адама, древо искушения, без труда превращается в древо счастья. Возникает двусмысленность. В результате наложения обоих ритуалов -- ритуала наслаждения и ритуала благочестия -- новое искусство выражает не что иное как нерасторжимое соединение тревоги и наслаждения. Гениальный автор фресок в Кампо Санто в Пизе отметил печатью этих чувств лица женщин, пребывающих в Саду Любви. Поистине на этом теснейшем переплетении молитвы и игры основывалась в эту эпоху жизнь всех мужчин и женщин, принадлежавших к высшему обществу."

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz