Средневековые символы в культуре Запада

26. Заключение.

Во всяком обществе надо различать идеал и реальность. Реаль- ность -- это лишь отчасти результат попытки воплотить идеал. Для многих идеал безразличен или малопритягателен. Некоторые даже отвергают его. Одни, глядя на реальное общество, видят стоящий за ним идеал, который движет многими людьми в этом обществе, и накладывает на него свой значительный отпечаток. Другие, глядя на то же общество, обращают внимание главным образом на его пороки и объясняют их ущербностью идеала. Реальность -- по преимуществу серая, зачастую уродливая, отвра- тительная, отталкивающая. Идеал -- прекрасный и притягательный. В реальности есть, с одной стороны, здравое, с другой -- больное, паразитирующее на здравом. Зачастую болььное бросается в глаза в первую очередь, причем трудно определить, что видишь именно больное. Иногда здравое вовсе не представляется таковым -- вследствие усвоенных заблуждений. Бывают идеалы здравые, но лишенные каких-то важных элементов, способных сделать жизнеспособной реализацию этих идеалов. Бывают благонамеренные, но абсурдные. Бывают привлекательные, но лживые. Отыскать общество без идеала трудно, потому что оно не способно продержаться долго. Средневековое общество было далеко от своего идеала, но рас- стояние между ними не было всегда и везде постоянным, и это наверняка поддерживало у многих уверенность, что к идеалу можно приблизиться. * * * Тоска некоторых современных интеллектуалов по средневековости есть на самом деле тоска не по средневековому идеалу, а по очень сходному: в котором на высших ступенях иерархии оказываются люди, очень похожие на них самих, -- не воины, а дряблые очкастые умники, переполненые псевдознанием и якобы великие духом. * * * Блестящая эпоха рыцарей ушла без блеска. И поначалу даже мало кто сожалел об этом. Потом спохватились, но ее духа и ее правил уже не вернуть -- да и незачем. Надо всего лишь стремиться быть НЕ ХУЖЕ. Надо создавать СВОЁ -- не менее значительное, не менее заслуживающее вечности. Как реквием эпохе рыцарей сегодня звучит потрясающая музыка Баха.

27. Литература.

27.1. Научная литература.

Арьес Ф. "Человек перед лицом смерти". Пер. с фр. М.: "Прогресс", 1992. - 528 с. "Введение в специальные исторические дисциплины", Изд. МГУ, 1990. Винклер, фон П. П. "Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX в", С.-Петербург, тип. И. А. Ефрона, 1894. Дюби Ж. "Европа в Средние века", Смоленск, изд. "Полиграмма", 1994. Кардини Ф. "Истоки средневекового рыцарства", М., "Прогресс", 1987 . Муратова К. М. "Мастера французской готики", М., "Искусство", 1988. Эвола Ю. "Языческий империализм". Хейзинга Й. "Осень Средневековья". Яковлев В. В. "История крепостей. Эволюция долговременной фортификации". С.-Петербург, изд. "Полигон", 1995.

27.2. Художественная литература.

Конан Дойл А. "Белый отряд". "Песнь о нибелунгах". "Песнь о Роланде". Скотт Р. "Айвенго". Стивенсон Р. Л. "Черная стрела". Твен М. "Янки при дворе короля Артура". Твен М. "Личные воспоминания о Жанне Д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря". Толкиен Дж. "Хоббит, или Туда и обратно". Толкиен Дж. "Повесть о кольце". Эко У. "Имя розы".

27.3. Прочая литература.

Гекертон Ч. У. "Тайные общества всех веков и всех стран". Платон "Тимей". Псевдо-Дионисий "Небесная иерархия". Успенский П. Д. "Новая модель вселенной". Фульканелли "Тайны готических соборов".

28. Кино.

Трилогия о кольце: "Братство кольца", "Две башни", "Возвращение короля".
Воины, приготовившиеся к последнему бою в подземелье гномов.
Кадр из фильма "Братство кольца".
"Индиана Джонс и последний крестовый поход".
Рыцарь-хранитель Священного Грааля.
Кадр из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход".
"Горец" ("Highlander"). "Жанна д' Арк". "Последний самурай". "Пришельцы" ("Visiteurs"). "Коридоры времени" (продолжение "Пришельцев"). "Слепая ярость" ("Blind fury").

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz