Средневековые символы в культуре Запада

15. Дракон.

Дракон -- наиболее яркое воплощение зла. Убить дракона значит освободить людей от чудовища, спасти посевы, жилища, скот и прекрасных девушек. Для рыцаря это -- самый значительный подвиг. Различные инопланетные чудища в современных фантастических фильмах, атакующие планеты и космические корабли, -- вариации древних драконов. * * * Есть мифические драконы и есть мифические крылатые змеи, близ- кие к ним по облику, размерам и т. п. Существует мнение, что эти виды существ различаются главным образом количеством ног: две ноги -- признак драконов, четыре ноги -- признак змеев. Таково телосложение, по крайней мере, у ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ драконов и змеев. А у негеральдических, похоже, такая точность не соблюдается. В геральдике дракон считается положительным символом, змей -- отрицательным. Но рыцари сражаются с драконами, и только Святой Георгий -- со змеем. Драконы в кино, как правило, четырёхногие. Наличие трёх пар конечностей (третья пара -- крылья) можно объяснить и мутацией. Неоднозначность с количеством ног у драконов подпитывается биологией: реальные летающие дракончики (не огнедышащие, правда) имеют не две, а четыре ноги. Известно 30 видов этих существ. Обыкновенный летающий дракон (Draco volans) -- ящерица длиной до 40 см (с хвостом). Летательное приспособление -- "расположен- ные по бокам тела широкие кожные складки (мембраны), поддержива- емые ложными ребрами и способные расправляться в виде крыльев. Благодаря им летучие драконы могут планировать на расстояние свыше двадцати метров." (Википедия) Обитает в Юго-Восточной Азии.
Дракон, пожирающий леопарда.
Гобелен. Музей замка Вавель, Краков.

Фрагмент гобелена "Апокалипсис", сотканного в 1377---1380/82 гг.
Музей замка Анжер.

Святой Георгий бьётся с драконом.
Резьба по дубу. Ранее 1512 г.
Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte,
Ольденбург.
  Как известно, миф о существовании драконов поддерживался эпизо-
дическими находками окаменелых костей огромных динозавров. Также
не исключено, что люди все-таки застали последних редких предста-
вителей некоторых крупных видов динозавров или что в качестве
драконов воспринимались летательные аппараты вымершей древней
цивилизации или отряда инопланетных пришельцев, но эти гипотезы
очень маловероятны.

Дракон, исторгающий из ноздрей огонь.
Кадр из фильма "Сердце дракона".
* * * Из "Песни о нибелунгах" (Авентюра III): Таков отважный Зигфрид, храбрейший из мужей. Досель еще не видел мир бойца его сильней. Могу я и другое порассказать о нем. Он страшного дракона убил своим мечом, В крови его омылся и весь ороговел. С тех пор чем ни рази его, он остается цел.
Дракон, беседующий с рыцарем.
Кадр из фильма "Сердце дракона".
Из "Беовульфа" -- англосаксонской поэмы X в. (песнь 11-я): Слава Сигмунда немало выросла после смерти его: разнесла молва, как с драконом - кладохранителем он сходился, бесстрашный в сражении, под утесами темными (там без Фителы сын достойного ратоборствовал), и ему посчастливилось: остролезвый клинок, благородный меч поразил змеечудище, пригвоздил к скале, и дракон издох; тут по праву сокровищем завладел герой, воздаяньем за труд было золото: он на грудь ладьи драгоценный груз возложил и увез... Там же (песнь 31-я): В те поры дракон, змей, исчадье тьмы, там явился, хранитель клада, скрытого в неприступных горах среди каменных круч, где дорога человеку заказана... ... Тогда, услышав тот клич героя, огневержитель, кипящий яростью, дохнул - и пламя окутало воинов, мужей доспешных: ни сбруя кольчатая, ни щит копьеносца не защитили, и сгинул бы юный, сгорел бы витязь,- но родича родич державный, ратника, чей щит обуглился, укрыл железной доской от пламени, и, вспомнив о славе, нацелил конунг дракону в голову удар сокрушительный. Ярость умножила силы мужа! - но преломился каленый Нэглинг, меч Беовульфа, старинное лезвие: была воителю дана такая мощь, что в сечах ему и лучший меч был несподручен, и, как я слышал, в руках ратоборца любое лезвие, железо остреное, от мощных ударов крошилось в сражении! Тут, с третьего раза, метнувшись на недруга, червь огнедышащий, бич смертных, поверг на землю вождя державного - клыки драконьи вонзились острые, ядоточащие воителю в горло, и кровь потоком на грудь излилась!
Рыцарь в пасти дракона.
Кадр из фильма "Сердце дракона".
Из "Хоббита" Толкиена: Драконы, как известно, воруют золото и драгоценности у людей, у эльфов, у гномов -- где и когда только могут -- и стерегут свою добычу до конца жизни (а живут драконы фактически вечно, если только их не убьют), но никогда не попользуются даже самым дешёвым колечком. Сами они сделать неспособны ровно ничего, даже не могут укрепить какую-нибудь разболтавшуюся чешуйку в своей броне." (гл. 1) Оттуда же: "С рёвом устремился Смог к городу. Туча чёрных стрел взлетела кверху, стрелы застучали и защёлкали по его броне, подожжённые его дыханием древки с шипением падали в озеро. Никакой фейерверк не мог сравниться с этим ночным зрелищем. Услышав свист стрел, пронзительный звук труб, дракон совершенно обезумел от ярости. Уже давным-давно никто не осмеливался дать ему отпор." "Пламя вырывалось из пасти дракона. Он кружил над городом, освещая озеро; деревья на берегах пламенели, как медь, как кровь, а у подножий их метались чёрные тени. Потом дракон упал вниз навстречу урагану стрел, не помня себя от злобы, желая одного: поджечь город. Соломенные крыши, деревянные балки запылали сразу, хотя перед прилётом дракона их пропитали водой. Сотни рук всякий раз окатывали водой то место, куда падала искра. Опять закружил над городом дракон. Взмах хвоста -- и крыша ратуши рассыпалась, в ночное небо запрыгали языки непокорного пламени. Ещё и ещё кидался вниз Смог -- и дом за домом загорался и рушился. Ни одна стрела не могла остановить дракона, ни одна не причинила ему вреда больше, чем какая-нибудь болотная муха." (гл. 14)
Дракон, атакующий крепость.
Кадр из фильма "Две башни".

16. Пещера.

В пещерах живут драконы, отшельники, ведьмы, святые. Та же скрываются сокровища, бьют чудодейственные источники. Некоторые пещеры прекрасны, как храмы или дворцы. Пещера приближает человека к таинственному подземному миру, в котором располагается ад. Из "Песни нибелунгах": Слыхал я, что без свиты, с конем своим сам-друг, Однажды ехал Зигфрид и гору видит вдруг, А под горой толпятся какие-то бойцы. Тогда еще не ведал он, кто эти храбрецы. То были нибелунги, которые когда-то Там, на горе, в пещере, зарыли клад богатый, А ныне порешили достать и разделить. Могло такое зрелище любого удивить. ("Авентюра III") Искусственные пещеры -- катакомбы -- были местами собраний первых христиан. Над некоторыми из этих пещер позже были постро- ены храмы. Таким образом символ пещеры соединяется с символом храма. "В Австрии, в г. Зальцбурге (древнее название -- Ювава), в катакомбах при церкви св. Петра находятся останки св. Максима и его учеников, которые были убиты вождем русинов Одоакром в 477 году. Это засвидетельствовано плитой, на которой написано по-латыни: 'Лета Господня 477. Одоакр, вождь русинов (рутенов), геппиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божией, блаженного Максима с его 50 товарищами, спасавшихся в этой пещере, из-за исповедания веры, сбросили со скалы, а провинцию Нориков опустошили мечом и огнем'." * * * Из "Хоббита" Толкиена: "В том и состоит коварство пещер, что никогда не знаешь, далеко ли пещера простирается, куда она выведет и что подстерегает вас внутри." Там же: "В большой пещере у восточной границы Чёрного Леса жил могущес- твенный король лесных эльфов. Перед громадными каменными дверьми протекала река, сбегавшая с лесистых холмов, и дальше впадала в болота, расположенные у подножия гор. Эта большая пещера под землёй состояла из многочисленных залов и ходов, от неё ответвлялось множество мелких пещерок. И пещера, и коридоры были куда светлее и веселее гоблинских, совсем не такие глубокие и не такие опасные. Подданные короля, вообще-то говоря, жили и охотились по большей части на открытом воздухе, в лесах. Жили они на земле и на деревьях, из всех деревьев больше любили буковые. Пещера же была королевским дворцом, сокровищницей и крепостью при нападении врагов. Там же находились и темницы для пленных." (гл. 8) * * * Через крипту символизм пещеры связывается с символизмом храма, через подземелье и подземный ход -- с символизмом замка: ============= ============= ============= | | | | | | | храм |--| пещера |--| замок | | | | | | | ============= ============= =============
Крипта собора в замке Вавель, Краков.

В подземелье Буйонского замка.
Фото автора.

  Под собором Святого Петра в Риме имеется обширное подземелые
-- так называемые Священные Гроты -- где находятся погребения
римских пап, а также собраны палеохристианские гробницы. Первые
христиане Рима устраивали свои религиозные собрания в катакомбах
-- искусственных пещерах в окрестностях тогдашнего Рима. Эти
пещеры образовались вследствие подземной добычи камня для
городского строительства. Поскольку христиане Рима сыграли важную
роль в становлении христианской церкви Запада, то можно сказать,
что западное христианство вышло из пещер. Это осталось в памяти.

                            *  *  *

  Большая пещера -- микромир, в котором даже могут существовать
нигде больше не встречающиеся виды организмов.

17. Сокровище.

Драконы испытывают сильную тягу к собиранию сокровищ. Собран- ное они прячут в пещерах. Выстраивается следующая связь символов: ============= ============= ============= | | | | | | | дракон |--| пещера |--| сокровище | | | | | | | ============= ============= ============= Сокровище -- это золото и драгоценные камни. Чудодейственная святыня, к примеру, Святой Грааль, уже не воспринимается как сокровище. Из "Песни о нибелунгах": Там камней драгоценных была такая груда, Что их на ста подводах не увезли б оттуда, А золота, пожалуй, и более того. Таков был клад, и витязю пришлось делить его. ("Авентюра III") Из "Хоббита" Толкиена: "Исполинский золотисто-красный дракон лежал и крепко спал. Из пасти и из ноздрей вырывался дребезжащий звук и струйки дыма, но пламени он сейчас не извергал. Под его туловищем, под всеми лапами и толстым свёрнутым хвостом, со всех сторон от него, скрывая пол, высились груды драгоценностей: золото в слитках, золотые изделия, самоцветы, драгоценные камни в оправе, жемчуг и серебро, отливающее красным в этом багровом свете." "Смог спал на боку, сложив крылья, подобно громадной летучей мыши; хоббит видел снизу его длинный живот, в который вдавились драгоценные камни и золото от долгого лежания на богатом ложе. На ближайшей к нему стене смутно поблёскивали кольчуги, шлемы, топоры, мечи и копья, на полу рядами стояли большие кувшины и сосуды, вмещавшие несметные богатства." "Сказать, что у Бильбо захватило дух, будет слишком слабо. С тех пор как люди исказили язык эльфов, которому научились в эпоху, когда мир был несказанно прекрасен, не найдётся слов, чтобы выразить всё удивление и восхищение Бильбо. Он и раньше слыхал рассказы и песни про сокровищницы драконов, но не мог представить себе их великолепия, да и страсть гномов к золоту была ему чужда. Но сейчас душа его прониклась восторгом; словно околдованный, он застыл на месте, забыв про страшного стража. Он глядел и глядел и не мог оторваться..." (гл. 12) * * * Приобретение сокровища дает человеку власть над людьми, воз- можность жить, как ему хочется, и даже более или менее сущест- венно изменять этот мир сообразно своим представлениям о том, каким он должен быть. Пример обладателя сокровища -- граф Монте-Кристо из одноимен- ного романа Александра Дюма.

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz