Александр Бурьяк: Средневековые символы в культуре Запада

Средневековые символы в культуре Запада

11. Король.

Король -- высший элемент иерархии феодального общества, вер- ховный блюститель порядка, лучший из лучших, главный военный предводитель. Все смотрят на него, все считают его мнения самыми правильными, его слова -- самыми значительными. Европа благоговеет перед королями. Это чувство исчезает в короткие периоды революций, а потом возвращается -- почти такое же сильное, как и прежде. Ненависть к конкретным августейшим особам не может заглушить глубинного уважения к институту королевской власти вообще. В этом проявляется и потребность в поклонениии, и тоска по к иерархии и порядку, порождаемая реалиями разболтанного "свободного общества". Образ короля в массовом сознании -- не столько изнеженный позер в парике, шелковых чулках, башмаках с брильянтовыми пряжками, лезущий под юбки расфуфыренным придворным дамам, сколько предводитель отряда смелых воинов, готовых отчаянно атаковать ощетинившийся копьями вражеский строй. Не Людовик Четырнадцатый, а Людовик Святой. Королевская почта, королевская конная полиция, королевская Академия Наук, королевское географическое общество и т. п. -- лучшие учреждения государства. Королевское -- значит, особо важное, особо качественное, курируемое на высшем уровне. Даже королевская конюшня -- это не лишь бы что, а образец добротной архитектуры и надлежащего государственного порядка. А поставщик двора Его величества -- это почти титул. Король не в силах опекать в стране всё, но в силах собрать вокруг себя лучшее и важнейшее из того, что есть в королевстве, и обеспечить этому лучшему и важнейшему возможность эффективного существования на благо государства. Таким образом, король -- концентратор и организатор духовных сил общества. Служить королю -- значит, служить не личности, а делу концентрации и организации духовных сил. Личность на троне может быть и не очень подходящая, но дело концентрации и организации всё равно двигается -- по инерции, а если перестаёт двигаться, то наступает деградация и распад. * * * Символы королевской власти (регалии): корона, трон, держава, скипетр, мантия. ДЕРЖАВА. "Держава, (Нем. Reichsapfel) символ монаршей власти, в частности, королевской и императорской власти в Священной Римской империи германской нации (до 1806 г.), составная часть регалий. Шаровидная форма державы восходит к глобусу как символу мирового госпобства Рима. Германская держава представляла собой полый шар из чеканного листового золота с 2 перекрещивающимися обручами и прикреплённым наверху золотым крестом. На монетах Средневековья и Нового времени немецкие короли и германские императоры часто изображены с державой в левой руке и скипетром в правой." (Х. Фенглер и др. "Словарь нумизмата") КОРОНА. "Корона (лат. corona, нем. Krone, англ. crown, фр. couronne), знак монаршего достоинства; в древности это диадема, венок, стенной венец, зубчатая корона." (Х. Фенглер и др. "Словарь нумизмата") МАНТИЯ. Накидка из дорогой ткани (бархата) или дорогого меха (горностая), надеваемая монархом в торжественных случаях. Рас- цветкой и рисунком она заметно отличает монарха от окружающих. Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна тысяча"): "В соборе Бамберга сегодня хранится мантия, которую по великим праздникам надевал Генрих II. На ней вышиты изображе- ния двенадцати созвездий и двенадцати домов зодиака. Эта мантия представляет небосвод, самую таинственную и самую упорядоченную часть вселенной, простирающуюся над землей, движущуюся по неот- вратимым законам и не имеющую границ. Император предстает перед своими потрясенными подданными облаченным в звездное небо, как бы утверждая тем самым, что он является верховным повелителем време- ни, прошедшего и будущего, повелителем ясной погоды, а следова- тельно обильного урожая, победителем голода, что он -- гарант порядка, что он победил страх. Отдадим дань восхищения той беско- нечной дистанции, что отделяла эту демонстрацию власти, принимав- шую столь захватывающие формы для выражения подобных притязаний, от всего того, что окружало дворец в действительности, находясь в нескольких шагах от него -- непроходимые леса, дикие племена сви- нопасов, крестьяне, для которых простой хлеб, даже самый черный, был роскошью. Империя? Это был лишь сон." РЕГАЛИИ. "Регалии (нем. Insignien), знаки власти, достоинства, должностного положения, очень часто изображавшиеся на монетах и медалях вплоть до нашего времени. Регалии правителей древности -- диадема, корона, трон и жезл или фасции (лат. fasces). К рега- лиям германских королей и императоров относились кроме парадного облачения также скипетр, держава, корона и мечи (...)" (Х. Фенглер и др. "Словарь нумизмата") СКИПЕТР. "Скипетр (греч. skeptron, лат. sceptrum), длинный жезл, в древности -- знак достоинства и верховной власти прави- теля, а также атрибут богов, главным образом Зевса. В этом качестве часто изображался на греческих и римских монетах. В Средние века и Новое время скипетр, значительно более короткий, относится к имперским регалиям, он украшетн сверху маленькой скульптуркой (лилия, кисть руки, держава, крест, орёл и т. п.) или оканчивается набалдашником." (Х. Фенглер и др. "Словарь нумизмата") ТРОН. Особый стул, на котором восседает монарх на торжественных приёмах. Устанавливается на возвышении в особом тронном зале таким образом, что оказывается как бы центром всего декорума. Никто, кроме монарха, не имеет права занимать его. Все подданные монарха должны относиться к этому месту с постением. Выражения "сесть на трон", "занять трон", "захватить трон" означают приход к власти. Можно кого-то "посадить на трон", "сбросить с трона". * * * Краткая история "королевского достоинства" в Европе хорошо изложена в "Словаре нумизмата" Х. Фенглера и др.: "КОРОЛЬ (греч. basileus, лат. rex, нем. Koenig, англ. king, франц. roi), после императора -- высший титул монарха. Греческий титул "базилевс" встречается впервые на монетах Александра Македонского (336-323 до н. э.) и его преемников (Диадохов). На римских монетах титул "rex" встречается эпизодически и относится только к иноземным государствам. В Византийской империи государи именовали себя "basileus" и "rex" (официальные титулы императора). Короли гер- манских племен избирались на общем собрании (тинге) пожизненно. В эпоху Великого переселения народов (4-6 вв.) мелкие королевс- тва в рамках одного племени сменились более крупными государст- венными образованиями с наследственной королевской властью, объединившими несколько племен. У западных германцев основателем крупного Франкского королевства между Рейном и Гаронной стал Хлодвиг I (род. в 466 -- ум. в 511). Франкский король (лат. Rex Francorum) был наследственным государем с большими полномочиями (законодательная и судебная власть, (...) право обложения налога- ми и повинностями, командование войском и т. д.). Карл Великий (768-814) после присоединения к Франкскому королевству в 784 г. Королевства лангобардов именовал себя на пфеннигах, чеканенных им совместно с папой Адрианом I (772-795) в Риме, "CAROLUS REX FR(ancorum) LANG(obardum)" (лат. "Карл, король франков и лангобардов"). После распада Франкского гос-ва на его территории возникли Немецкое и Французское королевства. Немецкий король сперва избирался высшим дворянством; участие народа ограничива- лось выражением согласия возгласами. Со времени Оттона I (936-973) за выборами следовала церемония освящения церковью (помазание миром и коронование), которая до 1531 за немногими исключениями (избрание Фердинанда I немецким королём; в 1556-1564 -- римским императором) совершалась архиепископом Кельнским в Ахене, позже -- архиепископом Майнцским во Франкфурте-на-Майне. Оттон I был также первым немецким королём, которого папа Римский короновал римским императором (962); с этого события начинается история Священной Римской империи германской нации. Местом выборов немецких королей с 13 в. стал Франкфурт-на-Майне; одновременно избрание короля стало исключи- тельно прерогативой курфюрстов. Со времени правления Фридриха III (1440-1493) немецкая корона была наследственным владением королевской династии Габсбургов (за исключением времени правления Карла VII Альбрехта, в 1726-1742 -- курфюрста Баварского, в 1742-1745 -- римско-германского императора). В монетных легендах немецкие короли именовали себя сначала только "rex", и только государи их династии салических франков именовали себя до избрания германскими императорами "REX ROMANORUM" (лат. -- "римский король"). Со времени правления Максимилиана I Габсбурга (1483-1519, в 1486 избранного римским королём, а в 1508 принявшего с согласия папы Римского в Триенте без коронации титул "император") титул "Roemischer Koenig" носил уже только избранный при жизни императора его преемник. Кроме немецких и французских правителей титул короля с древних времен носили правители Великобритании (Англии и Шотландии), Испании (Кастилии и Арагонии), Португалии, Дании, Норвегии и Швеции. В Средние века правом присвоения титула короля владели как римско-германские императоры, так и папы Римские. Напр., император Филипп Швабский (1198-1208) присвоил в 1198 титул короля герцогу Пржемыслу Оттокару I Чешскому (1197-1230), папа Сильвестр II (999-1003) в 1001 -- князю Венгерскому Стефану I (997-1143), папа Анаклет II (1130-1138), антипапа Иннокентий II (1130-1143) в 1130 -- графу Сицилийскому Роджеру II (1130-1154). С 1319 титул короля носили польские князья, с 1701 -- курфюрсты Бранденбургские (за герцогс- тво Пруссия), а с 1718 -- герцоги Савойи-Пьемонта. Наполеон I, с 1804 французский император, назначил королём Сицилии (позже -- королём Испании), королём Голландии своих братьев Жозефа и Луи, а в 1807 присвоил королевский титул курфюрстам Баварскому, Сак- сонскому и Вюртембергскому, а также своему брату Жерому, назначив его королём созданного им королевства Вестфалия. Французский им- ператор присвоил далее своему новорожденному сыну титул "Римский король" (который ранее носил избранный при жизни римско-германс- кого императора его преемник). Королевства Нидерландов и Ганновер были официально признаны в 1815 Венским конгрессом. Позже, в 19 и нач. 20 в., возникли королевства Бельгия (1831), Греция (1832), Италия (1861), Сербия (1882), Болгария (1908) и Черногория (1916), из которых в настоящее время существует только Бельгия." Можно отметить, что к 1700 году в Европе существовало больше десятка королевств и ещё 11 или 14 королевств было создано после 1700 г., причём два -- уже в XX веке (правда, болгарский монарх носил титул царя). С 1319 по 1701 г. в образовании королевств было затишье. На это время пришлись Столетняя война, Ренессанс, Реформация, вели- кие географические открытия, захваты огромных колоний, расцвет и закат Великого княжества Литовского -- крупнейшей европейской империи, не ставшей даже королевством. Среди причин того, что после 1700 г. вновь стало принято образовывать королевства, -- изменение отношения к Средневековью, в свою очередь обусловленное тем, что "благородное сословие" стало терять позиции под натиском торговцев и промышленников. * * * Благородное сословие зрелого Средневековья было организовано иерархически: каждый, кроме короля, приносил кому-то клятву верности и тем самым встраивался в пирамиду подчитения. Как в современных вооружённых силах есть звания и есть должности, так и в средневековом обществе были должности и были титулы. Титулы происходили от должностей. В Средние века уважение к титулу было огромным. "Благородная кровь" была не поэтическим выражением, а элементом мировоззрения. Даже внебрачные отпрыски простолюдинок от благородных отцов котировались в обществе значительно выше, чем их матери. Сохра- нение "благородства крови" являлось существенной частью жизненной стратегии тех, у кого такая "кровь" была. Титул открывал двери и кошельки, обеспечивал должности и выгод- ные браки. Перед титулами женщины млели, солдаты и полицейские проявляли почтительность, продавцы заискивали. Существовал жёсткий речевой этикет, и к представителям разных уровней знатности надо было обращаться по-особому. Церковные ранги соотносились определённым образом с аристократическими и имели частично совпадающую с ними систему обращений. К примеру, следующие обращения (manner of address) имели место (и частично сохранились) у англичан: Your Majesty -- Ваше Величество -- к королю, королеве; Your Royal Highness -- Ваше Королевское Высочество -- к другим членам королевской семьи; Your Grace -- Ваша милость -- к герцогам, герцогиням, архиепископам; Your Lordship -- Ваша Светлость -- к маркизам, графам, виконтам; My Lord -- лорд -- к баронам, епископам; Sir -- сэр -- к баронетам, рыцарям; Dean -- декан -- к деканам (ранг следующего по старшинству после епископа духовного лица в католической и англиканской церкви) Father -- отец -- к приходским священникам; Friar -- брат -- к монахам; и т. д. * * * В XVIII-XIX веках было значительной наградой присвоение графс- кого титула. Новые маркизы и герцоги тоже появлялись, но значи- тельно реже. Из появившихся можно назвать герцога Мальборо, гер- цога Веллингтона, маркиза Помбала. Наследственный титул можно было и купить у монарха, но за очень большие деньги. В этом случае титул мог рассматриваться как награда за весомую денежную помощь государю.
Король эльфов в битве против армии Саурона.
Кадр из фильма "Братство кольца".

12. Бог.

Бог -- верхний элемент в картине мироздания. Архитектор Все- ленной. Первопричина, на которую можно валить всё непонятное. Последняя инстанция, делающая неистребимой надежду на лучшее будущее. Символ всего правильного. Главный объект поклонения. Клапан, через который можно сбрасывать избыток любви и самоотверженности при отсутствии возможности приложить эти чувства к кому-нибудь из окружающих. Основа моральной системы. Плодотворная философская идея. Варвары, античные греки и римляне верили во многих богов, и потому на каждого из богов у них приходилось не очень много пиетета. Одиссей у них был "богоравный", Ахилл и Эней -- даже сыны богов. "В Илиаде" (песнь 2-я): Вслед их дарданцам предшествовал сын знаменитый Анхизов, Мощный Эней; от Анхиза его родила Афродита, В рощах на холмах Идейских, богиня, почившая с смертным. Скифы и вовсе считали себя потомками Бога Небес. Схожим образом германцы полагали, что первый человек (праотец Манн) был сыном порождённого землей бога Туисто. Дистнция между людьми и богами, по представлениям древних, была не очень велика. С началом Нового времени и вовсе пошло пренебрежение к религии. Таким образом, Бог, можно сказать, никогда не был на такой высоте, как в Средневековье.

13. Храм.

13.1 Феномен храма.

Храм -- дом Бога; убежище; самое большое, самое красивое, самое прочное здание в городе; главное достояние общины; сокровищница общины; место сбора общины; место хранения документов общины; место свершения светлых таинств; место захоронения лучших людей. Храм -- островок милосердия, справедливости и культуры в жестоком и грубом мире. В храме сосредоточивается лучшее, на что способны люди. Храм -- идеал, к которому надо привести общество. В храме человек оценивает себя, раскаивается в своих ошибках, намечает хорошие дела, слушает наставления, мирится с врагами. Есть ли Бог, нет ли Бога -- не имеет решающего значения: храм -- это осязаемая реальность. Храм открыт для всех. Более того, в нем всех ждут. Он -- место, в котором "первые" соседствуют с "последними": перед Богом все они равны. Любой может обратиться к священнику, и тот его благо- желательно выслушает. Церкви есть дело до каждого. Никто не может запретить человеку придти в храм, кто бы этот человек ни был (тот, в ком темная сила, сам не захочет придти, потому что боится "святой земли"). Отлучить человека от церкви может только римский папа специальным постановлением. Построить храм -- сделать лучшее, на что способен человек. Это перекрывает многие грехи. Не можешь построить храм -- сделай подарок храму. В отличие от дворца, храм -- общее достояние. Украшая храм, ты обустраивашь не жизнь немногих избранных, а жизнь каждого. Разрушить храм -- уязвить общину в самое чувствительное место. Люди приходят ниоткуда и уходят в никуда, а храм остается. Хочешь остаться в вечности -- запечатли себя в храме. Нет храма -- нет центра, вокруг которого люди могли бы объединиться в своих лучших качествах. Нет храма -- нет надежды. Священнослужитель -- необязательное добавление к храму. Священ- нослужитель может быть плохим, а храм быть плохим не может. Христос изгоняет менял и торговцев из храма: там не место обыденности и низости. * * * За некоторыми храмами в Средние века признавался статус убежища: преследуемые властями люди могли укрыться там от наказания и ожи- дать заступничества церкви. * * * Горящие свечи, привносящие в храм таинство огня. Могилы знаме- нитых когда-то рыцарей, отмеченные полустершимися надписями на плитах пола. Статуи святых, охраняющие благодать под высокими сводами. Картины, канделябры, аромат ладана, неяркий свет, прони- кающий через высокие окна. Ты ощущаешь близкое соседство таинств. Ты сознаешь свою ответственность за благополучие мира, зависи- мость его состояния от того, насколько ты будешь сдержанным, справедливым и милосердным. Почти нет людей, которые не чувствовали бы (хотя бы и в неболь- шой степени) светлого влияния храма. Когда средневекового чело- века охватывало сильное желание сделать что-то безусловно очень хорошее, могущее остаться в веках, он участвовал в строительстве и украшении дома Бога. * * * У каждого храма -- своя длинная история строительства и разных переделок, переплетающаяся с историей города и страны. У некото- рых храмов даже есть предыстория, воплощенная в их основаниях, которые достались от древних языческих храмов, варварских святи- лищ, ранних христианских церквей. Типичный старый католический храм в Европе начинает свою жизнь как церковь в романском стиле на остатках чего-то маленького и совсем уж древнего. Потом он прирастает готическими хорами, ка- пеллами, башнями или боковыми нефами. Потом обзаводится алтарями в стиле барокко, иногда -- барочной капеллой или даже барочным фасадом. И под конец портится модернистскими дверями, светильни- ками, картинами в стиле Марка Шагала и аналогичного качества скульптурами или даже меняет свой намоленный главный алтарь на какое-нибудь модернистское уродство. А когда в храм приходит модернизм, из него уходит таинственность древности, авторитет веков, очарование гармонии, величие идеи. Остаётся только букво- едство над Библией, вялая мораль и заискивание перед Богом по поводу мелких грехов. При всяком большом храме, как бы ни был он изуродован модерниз- мом, складывается общество благодушных друзей-защитников, имеющих трудности с различением здравого и дегенеративного. * * * Никакая новостроенная церковь не оставляет и малой части того впечатления которое производит веками стоявший храм. Если сущест- вует тонкий мир, пронизывающий тот реальный мир, который мы более-менее знаем, то вокруг храмов в нем, наверное, образуются какие-то особые сгущения (скопления, нагромождения), которые воспринимаются даже людьми, не наделенными сверхчувствительнос- тью. Благоговение и трепет от близости к светлой тайне охваты- вают человека в храме. * * * Собор -- это храм, в котором богослужение справляется еписко- пом. Собор -- главный храм города. Это высокие своды, окна с витражами, иконы, статуи, реликвии, орган и пр. У собора есть много чего: что-то было задумано изначально, а что-то добавлено потом. У всякого старого собора -- сложная история перестроек, достроек, частичных разрушений и последующих восстановлений. А вдобавок иногда ещё и предыстория: остатки языческого храма или святилища где-нибудь в фундаменте. Даже не очень подробное описание старого собора и его истории -- это книга на сотни страниц. Возможные разделы такой книги: порталы, башни, капеллы, алтари, сакристии, реликвии, кафедры, колокола, катакомбы, захоронения, памятные доски и т. п. Соборы Западной Европы -- это зачастую готическая переделка романской основы, дополненная барочными надгробиями, барочным оформлением алтарей, исповедален и пр. * * * Жорж Дюби в книге "Европа в Средние века" (гл. "Год одна ты- сяча") рассказывает об Аахенской капелле: "...там скапливаются великолепные сокровища, приуроченные к литургиям; их духовное и мирское начала оказываются тесно пере- плетены. Их символика выражает союз между империей и Богом. Встречаются изображения императора, простертого у ног Христа. Император выглядит крошечным; он и его супруга одни пред очами Господа, подобно новому Адаму, единственному представителю всего человеческого рода. Другие изображения представляют императора держащим в руке земную сферу, в то время как в руках Христа на небесах -- также земная сфера, символ власти над миром." * * * Собор -- самое сложное и трудоёмкое творение Средневековья. Самое насыщенное достижениями созидательной мысли, самое красивое и, наверное, самое главное. Его ценность не в том, что он -- прочное помещение и впечатляющее украшение, а в том, что он -- основа определённого духовного порядка, без которого общество было бы много хуже. Строительство собора становилось на десятилетия святым общим делом для множества людей. В это вкладывали лучшее, что было в душах. Самые способные архитекторы, каменотёсы, литейщики, скульпторы, художники и прочие мастера считали для себя большой честью поучаствовать в работах. Для размещения собора почти всег- да выбирался центр города. Получалась концентрическая система: город -- центр большой области, собор -- центр города, в соборе центральное место -- алтарь. * * * Собор -- это отчасти театр, в котором разыгрываются некоторые символические сцены политической истории, отчасти летопись, в которой эта история отражается посредством каких-то добавлений или изъятий. Разумеется, реставраторы переписывают эту историю, причём иногда по-своему. * * * Бог считался архитектором Вселенной. Люди старались постичь Божий замысел: количества и пропорции, лежащие у основе мироуст- ройства, и делали на этот счет различные предположения. Количества и пропорции в устройстве романского или готического собора как бы повторяли правильное устройство Вселенной и тем самым внушали человеку представление о существовании Божественного порядка в мире. Некоторые числа имели особый смысл: 3 -- выражение Божественной Троицы; 4 -- 4 евангелиста, 4 главные добродетели; 4 конца креста; 4 стихии; 5 -- число Христа, число человека (у человека -- 5 видов ощущений, 5 частей тела, соединенных с туловищем); 7 -- число Девы Марии; 9 -- число Девы Марии; количество ангельских иерархий; 10 -- количество заповедей; 12 -- количество апостолов. В пропорциях архитектурных деталей нередко использовалось "золотое сечение": a:b = b:(a+b) Жорж Дюби: "Математика в те времена почиталась за наивысшую из человеческих наук, позволяющую более всего приблизиться к божест- венной природе. Она не была отделена ни от астрономии, т. е. наблюдения на небосводе наиболее ясных отражений божественного разума, ни от музыки, т.е. самого акта молитвы. С ходом светил и гармонией григорианского пения неразрывно связывала архитектуру наука о числах." "Романская церковь -- это одновременно и уравнение, и фуга, и образ космического порядка. О человеке, рассчитавшем пропорции большой базилики [аббатства] Клюни, возможно, самой совершенной во всем христианском мире, его биограф говорит прежде всего, что его вдохновили святые, Петр и Павел, покровители этого монастыря. Затем он добавляет, что это был <великолепный псалмопевец> -- следует понимать: композитор, искусный сочинитель псалмов. Действительно, здание построено на сложной основе арифметических комбинаций. Эта сетка пересекающихся числовых отношений подобна сети, натянутой для уловления человеческого духа, для привлечения его к непознаваемому. Каждое из присутствующих здесь чисел имеет тайное значение: один означает для посвященного -- Бога единого; два -- Христа, в котором соединились две сущности -- божественная и человеческая; три -- это Троица; число четыре обладает очень богатым содержанием: оно направляет размышление, с одной стороны, на целостность мира, на четыре стороны света, четыре ветра, четыре реки в раю, четыре стихии (по этой причине монастырская галерея, являющая образ упорядоченной природы, имеет квадратную форму), с другой -- на нематериальные, моральные сущности, на четырех евангелистов, на четыре главные добродетели, четыре конца Креста; оно также говорит о подобии видимого и невидимого. Идея, выраженная самими пропорциями здания, проще, когда речь идет о церквах отдаленных монастырей -- в Шапэзе или в Кардона; напро- тив, она обрастает бесчисленными гармониками в крупных аббатствах -- в Турню или Конке. Между тем концепция во всех случаях остает- ся существенно единой. Так, повсюду на пересечении трансептов стоит знак перехода, переноса, ускорить который и призвана молитва монахов. В этой в буквальном смысле узловой точке, будь то в императорской капелле в Аахене или в центре баптистерия в Экс-ан-Провансе, взгляд перехватывается и увлекается ввысь -- от квадрата на уровне пола к кругу, к полусфере купола, с тем чтобы и душа повторила этот путь возвышения, подлинного преображения." "Квадрат, круг -- рай потерянный, рай будущий, предмет надежд и упований. Будучи не только приношением [Богу], но и инструментом предвидения, та архитектура, которую мы называем романской, равно принадлежит сфере магии и сфере эстетики. Она сформировалась в сознании небольшого числа очень чистых людей, силившихся проник- нуть сквозь завесу тайн в угадывавшиеся за ней неизведанные обла- сти, желанные, волнующие, лежащие за пределами того, что способны охватить чувства и разум человека. Их дух мог легко затеряться в лабиринте неясных видений. И они ожидали, что произведение искусства сможет служить им путеводной нитью." ("Европа в Средние века" / гл. "В поисках Бога") * * * Впечатлительные личности с мистическим складом ума хотят видеть в соборах больше, чем там на самом деле есть. Им нужны "тайны со- боров". Тайн у соборов много, но это не те тайны, которыми может возбудиться мистический ум и которые способны изменить личную или общественную жизнь. Главная тайна соборов состоит в том, что люди чувствуют потреб- ность в них и поддерживают их существование. Для одних это форма эгоистичной заботы о своей ничтожной душе, для других -- способ показаться себе и другим в качестве культурного, правильного человека, третьи движимы опасением проскочить мимо чего-то очень важного, пусть и невнятно выраженного, четвёртым просто нравится полутьма, каменная прохлада, мерцание свеч и органная музыка. * * * Готический стиль в строительстве католических соборов существо- вал в XII-XV веках. В этом стиле также сооружались общественные здания: ратуши, суды и пр. Готическому стилю предшествовал романский стиль (X-XII вв.). Англичане называют его норманнским. Он характеризовался толстыми гладкими стенами, узкими окнами (занимавшими малую часть площади стен), простотой наружной отделки, полукруглыми сводами. На смену готическому стилю пришло подражание античности -- так называемый Ренессанс. Появились полукруглые купола и поддержива- емые колоннами фронтоны. В такой манере выстроены, к примеру, собор Святого Петра в Ватикане, собор Святого Петра в Лондоне. Барокко в храмовом строительстве было своеобразным высокомер- ным ответом на Реформацию: ещё больше роскоши, столько роскоши, что сверх этого было бы уже слишком, да и просто не поместилось бы. Верующие как бы делятся на две группы: тех, кто хочет иметь роскошь в храме и простоту в собственном доме, и тех, кто хочет наоборот. * * * Большинство соборов в городах Западной Европы выстроено в готи- ческом стиле -- не только потому что время их массового строи- тельства совпало со временем его господства, но также потому что в XIX веке этот стиль стал считаться наиболее подходящим для ка- толических храмов (наиболее католическим, мистическим, средневе- ковым, традиционным, европейским, то есть наиболее выразительным и впечатляющим) и широко использовался как в новостройках, так и в реставрациях. В XIX веке Европа спохватилась по поводу уходя- щего Средневековья и почувствовала грустную привязанность к нему, как взрослеющая девушка чувствует грустную привязанность к своим старым плюшевым игрушкам. Особенности готического стиля: контрфорсы (наружные вертикальные выступы стен, делавшие возможным использование большей части поверхности последних под окна при сохранении у них достаточной несущей способ- ности) остроконечные арки; остроконечные своды; нервюры в сводах; высокие узкие окна с витражами. В готических соборах светло (в сравнении с романскими), потому что окна занимают большую часть площади стен. Свет проникает в соборы через витражи и является символом Божественного света. В готических соборах было бы ещё светлее, если бы не эти витражи. Жорж Дюби о церкви аббатства Сен Дени: "Свет, вечно лучащийся божественный свет, льющийся на создания, в которых таинственно соединяются материя и дух, такова идея, лежащая в средоточии эстетики Сен-Дени. Под ее влиянием Сюжер, аббат Сен-Дени, пожелал уменьшить до возможно малых пределов место в храме, занимаемое стеной, сделать стены как бы пористыми, полупрозрачными. С этой целью он полностью использовал возможнос- ти пересечения ребер стрельчатых арок, этой уловки строителей, к которой цистерцианцы прибегали лишь как к средству усилить проч- ность здания. В результате лучи света широким потоком проникают вовнутрь, и Сюжер стремится придать этому вторжению характер ослепительного триумфа, заставив лучи сиять всеми красками драгоценных камней. Поистине, это был звездный час витражей." ("Европа в Средние века" / гл. "Бог есть свет") По типу внутреннего устройства готические соборы относятся к базиликам. Базилика -- прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн на 3 или пять частей, называемых нефами. Готические соборы почти всегда имеют в плане форму креста: +---+ | | +-+ +-+ | | +-+ +-+ | | | | +---+ У готического собора обычно есть две башни по краям фасада и три портала (входа), соответствующие трем главным нефам. Фасад обращен на запад. Если античный храм просматривается насквозь, то в готическом, как правило, есть закутки: часовни, сакристия, крипта, всякие малые помещения в башнях и т. п. Некоторые соборы -- Нотр Дам де Пари, собор в Амьене и др. -- насыщены алхимической символикой, что, по-видимому, отражает увлечение их создателей. Первым сооружением в готическом стиле стала церковь Сен-Дени, построенная в 1137-1143 гг. Сугерием, аббатом монастыря Сен-Дени. Понятие "готика", "gothique" (по племени готов) пявилось в период Возрождения и выражало пренебрежительное отношение поклонников античности к средневековым принципам строительства соборов. Из "Малого энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона: "Готический стиль, готика -- одна из самых распространенных форм средневекового архитектурного искусства в Зап. Европе. Наименование "готический" дано было как презрительный эпитет итальянцами, которым стиль этот казался грубым, достойным диких варваров готов. Правильнее название стрельчатый, так как стрель- чатая форма арки представляет собою наиболее характерную его осо- бенность. В первый период (XIII в.), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский; во второй период (XIV в.) готические сооружения отмечены удиви- тельным благородством и красотою; как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы симво- лизируя тем стремление человеческого духа к Богу. Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore). В XV в. и первой половине XVI в., готический стиль, мало-помалу, приходит в упадок, делается вычурным и изысканным. Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений, или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil). В своем плане готичес- кий храм представляет собою трех-или пяти-корабельный корпус с мало развитым трансептом, а иногда и совсем без него, но с очень обширными хорами. Башен бывает по большей части три: две большие по краям главного, западного фасада и одна небольшая над пересечением продольного корпуса с трансептом. Стрельчатая форма арки составляет главный характерный мотив готического стиля, обусловливающий всю систему конструкции; она является в сводах, нишах, окнах. Стрельчатая арка дает возможность свободнее и разнообразнее распоряжаться планом здания, допускает заменить сплошную кладку потолочных сводов устройством только каркасов из крепких каменных ребер, Промежутки же между ними заполнять легкими плитами. Достигнутая таким образом легкость потолочных покрытий позволила, в свою очередь, сообщать стенам незначительную массивность и почти совсем превращать их в ярусы широких и близких друг к другу отверстий. Стены среднего корабля в готических церквах состоят внизу из обширных арок, отделенных одна от другой только подпирающими их пилястрами; выше них идет ряд трифориев с находящеюся за ними галерею, а еще выше -- огромные окна. При своей значительной высоте, стены среднего корабля, прорезанные большими и многочисленными пролетами, не представляют достаточной устойчивости; поэтому для большей их прочности снаружи у стен боковых кораблей, соответственно оконным простенкам, воздвигался ряд устоев (контрфорсов), от которых перекидывались до стен среднего корабля идущие наискось арки, так наз. арк-бутаны. Вершины означенных устоев вначале обделывались в виде окон, а впоследствии стали увенчивать их острокровельными будочками и островерхими шпилями, придающими зданию, вместе с подобными же украшениями других его внешних частей, вид хвойного леса. Самая красивая внешняя часть храма -- его западный фасад; обыкновенно он расчленяется на три яруса. В нижнем ярусе находятся три большие входные стрельчатые двери. Эти порталы то выступают вперед, в виде крылец (поршей), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Над порталами идет аркадная галерея, в нишах которой поставлены статуи; иногда эту галерею заменяют окна, в числе трех, расположенные над порталами; среднее из них имеет обыкновенно форму огромной розы. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон. Башни обыкновенно четырехгранной формы, состоят из нескольких постепенно суживающихся ярусов и заканчиваются высокой, орнаментированной сквозной резьбою, крышей. Все внешние стены готической церкви бывают обильно орнаментированы; так, у основания крыши башен обыкновенно ставятся маленькие башенки (вимперги), ребра крыши, наклонные ребра в башенках и фронтонах украшены фигурными крючками, так наз. кроссами или краббами; опорные арки, вначале представлявшие собою сплошные каменные массы, прорезываются отверстиями, в виде розет, аркатур и узорных полос; по краю крыши устраивается ажурная балюстрада, водосточные трубы обделываются в виде фантастических чудовищ (гаргульи). Большие часто расписанные живописью, стрельчатые окна, украшены причудливыми узорчатыми переплетами. Внутренность готического храма отличается от романского более значительной вышиной среднего корабля сравнительно с его шириной, но главное различие заключается в применении в готическом зодчестве, вместо массивных романских столбов, легких пилястр, представляющих собою как бы связки тонких колонн. Капители этих колонн напоминают собою коринфские, но мотивами для их орнаментации служат не акантовые листья, а виноградные лозы, дубовые и ореховые листы. Готические постройки светского характера уступают церковным; таковы: ратуши, биржи, гильдейские дома и другие общественные здания, уцелевшие во многих городах. Наиболее замечательные памятники готической архитектуры: во Франции: реймский и амьенский соборы, "Святая Капелла" и собор Богоматери в Париже Германии кёльнский и регенсбургский соборы; в Англии: Вестминстерское аббатство и йоркский собор; в Италии: миланский собор, монастырь св. Франциска в Ассизи; в Испании: бургосский собор. Светская готика: дом суконщиков в Иперне, ратуши в Мюнстере, Уденарде, Бреславле, Левене и Брюсселе, дворец дожей в Венеции." * * * Части готического собора: АПСИДА (абсида, лат. absida, греч. hapsis -- свод, арка) -- 1. Выступ здания, полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. 2. Аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма. АРКБУТАН -- полуарка между стеной главного нефа и контрфорсом, подпирающая эту стену. АРХИВОЛТ -- обрамление арочного проёма. БЕФРУА -- башня на крыше собора в месте пересечения главного нефа и трансепта. КАПЕЛЛА (позднелат. capella -- часовня) -- небольшое отдельно стоящее культовое сооружение или помещение в боковых нефах храма или вокруг хора; предназначалась для молитв какого-либо знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. КРИПТА (греч. cryptos -- подземный крытый ход, тайник) -- часовня под храмом (обычно под его алтарной частью), где хранились особо почитаемые реликвии и совершались богослужения; там же находились усыпальницы знатных лиц. КЛИРОС -- место для певчих, представляющее собой возвышение рядом с алтарём. НЕРВЮРА -- ребро каркаса крестового свода. Каркас заполняется распалубкой -- облегчённой кладкой. Крестовый свод имеет форму, образуемую крестообразным пересечением двух цилиндров. НЕФ (корабль, фр. nef, лат. navis -- "корабль") -- вытянутая в длину и обычно прямоугольная в плане часть храма, ограниченная с одной или двух двух сторон столбами, колоннадами или аркадами (служащими промежуточной опорой для перекрытия); наиболее часто встречается разделение внутреннего пространства на 3 или 5 нефов; обычно средний неф шире и выше боковых. ПИЛЯСТРА -- плоский вертикально вытянутый выступ на поверхности стены. ПОРТАЛ -- архитектурно украшенный вход в здание. РОЗЕТКА -- архитектурное украшение в виде расходящихся из одного центра листьев или цветочных лепестков. САКРИСТИЯ -- (позднелат. sacristia, от sacrum - священная утварь) часть католического храма сбоку или впереди алтаря, в которой хранятся где хранятся принадлежности культа и совершается облачение священнослужителей. ТРАНСЕПТ -- вытянутая в длину прямоугольная в плане часть храма, поперечная главному помещению и являющаяся как бы поперечной планкой в образуемом с главным помещением в плане кресте. ТРИФОРИЙ (позднелат. triforium, от лат. tri -- "три" в составных и foris -- "дверь", "вход") -- 1. Арочный проем из трех и более частей. 2. Аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов. 3. В романских и готических базиликальных храмах узкие невысо- кие галереи, которые расположены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего. ФИАЛА -- декоративная остроконечная готическая башенка. ХОРЫ -- 1) галерея на уровне второго яруса; обычно расположена на западной стороне храма или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон; предназначалась для размещения певчих; 2) возвышение у восточной стены пред алтарем, огороженное балюстрадой и предназначенное для духовенства и певчих. ЭМПОРЫ -- то же, что и хоры. Всякая капелла в храме -- как бы маленькая церковь, всякий алтарь перед иконой у стены или столба -- как бы церквушка. В разных частях храма может одновременно справляться несколько церковных таинств. У каждой иконы и каждого распятия -- свой функциональный нюанс: в одном месте надо молиться для избавле- ния от зубной боли, в другом -- от бесплодия, в третьем -- ещё от чего-нибудь. * * * Готический храм имеет очень прочную основу (фундамент, подзем- ные помещения, стены) и очень непрочные добавления к этой основе (своды, резные украшения, статуи), причём особо уязвимо то, что находится снаружи здания. Непрочные части храма нуждаются в эпи- зодических реставрациях, в т. ч. после военных действий, поэтому храм -- как организм -- частично обновляет образующее его вещест- во, в основном сохраняя при этом свою форму. Иными словами, он представляет собой не только объект, но также немного и процесс. * * * Благодаря храмам, трепетному к ним отношению, сохранились до настоящего времени очень многие памятники материальной и духовной культуры, которые вне священных стен погибли бы в военных дейст- виях или просто от небрежения. Храм -- это фрагмент прошлого, законсервированный в своей эпохе и перенесшийся во времени, пусть и с потерями. * * * Фульканелли: "Священными Колодцами в Средние Века обладало большинство готических церквей. Их вода часто имела целебные свойства и лечила некоторые болезни. Аббон в своей поэме об осаде нормандцами Парижа отмечает чудесные свойства источника Сен-Жермен-де-Пре, который находился в храме знаменитого аббатства. Также вода источника в церкви Сен-Марсель в Париже, у надгробного камня великого епископа, лечила, по сведениям Грегуара де Тур, многие болезни. Еще сейчас существует внутри собора Нотр-Дам де Лепин (Марн) чудесный источник, называемый Источником Святой Девы, -- и в центре хоров Нотр-Дам де Лиму (Од) есть аналогичный источник, вода которого лечит все болезни; над ним есть надпись: "Omnis qui bibit hac aquam, si fidem addid, salvus erit" -- "Всякий, кто испьет здесь воды, если добавит к этому веры, выздоровеет." ("Тайны готических соборов", разд. II, II) * * * Большинство соборов в городах Западной Европы выстроено в готическом стиле -- потому что время их массового строительства совпало со временем его господства.

Собор в Милане.
Начало строительства - 1386 г.

Левая стена собора в Милане.
Фото автора.


Собор в Реймсе.

Церковь Св. Анны в Вильнюсе (построена в 16 в.).

Собор в Шартре.

Внутренний вид собора в Шартре.


                            *  *  *
  
  Собор Святого Креста (Sainte-Croix) в Орлеане. Имеет в осно-
вании остатки трёх древних святилищ, обнаруженные при раскопках 
в 1937 г. В конце 4-го века на месте собора стояла галло-римская
церковь, котороую пожар уничтожил в 989 г. Потом была построена
романского типа базилика, которая простояла до 1287 г. В 1287 г.
началась пеерстройка храма в готическом стиле, но осталась неза-
вершённой, потому что гугеноты в 1658 г. уничтожили здание. В 
1601 г. Генрих IV заложил первый камень очередного восстановле-
ния. К этому времени от прежних строений сохранились только
апсидные часовни 13 в. и два пролёта нефа 16 в. Работы по
строительству собора продолжались до середины 19 в.
  Собор имеет длину 136 м, ширину 41 м. Высота башен фасада 54 м.
Высота сводов главного нефа 32 м.
  В боковых нефах выполненные в 19 в. витражи в стиле 15 в. 
изображают жизнь Жанны д'Арк от детских лет в деревне Домреми
(Domremy) до сожжения на костре.
  Рельефное изображение Крестных мук на Голгофе сделано в 1873 г.
Собор Святого Креста в Орлеане. Южная сторона.

Фасад.
Апсида.

Главный неф.
Орган.

                            *  *  *

  Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris). Основное 
строительство велось между 1163 и 1250 гг.
Фотограф: Kevin Matthews.

  Виктор Гюго:
  "Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благо-
родное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор,
дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при
виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди
нанесли почтенному памятнику старины, без малейшего уважения к
имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени
Филиппа-Августа, положившего последний."
  "...вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее 
той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в
совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над
ними -- зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью
королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя
другими окнами, расположенными по бокам, подобно свяшеннику,
стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада
галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая
на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрач-
ные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические 
части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и
образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед
нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных
скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве
сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная
каменная симфония; колосальное творение и человека и народа,
единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно
родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из
каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего,
направляемая гением художника; словом, это творение рук
человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у
которого оно как будто заимствовало двойственный его характер:
разнообразие и вечность."
Фотограф: Kevin Matthews.

  "То, что мы говорим здесь о фасаде, следует отнести и ко всему 
собору в целом, а то, что мы говорим о кафедральном соборе
Парижа, следует сказать и обо всех христианских церквах средне-
вековья. Все в этом искусстве, возникшем само собою, последова-
тельно и соразмерно. Смерить один палец ноги гиганта -- значит 
определить размеры всего его тела."
  "Моды нанесли больше вреда, чем революции. Они врезались в 
самую плоть средневекового искусства, они посягнули на самый его
остов, они обкорнали, искромсали, разрушили, убили в здании его
форму и символ, его смысл и красоту. Не довольствуясь этим, моды
осмелились переделать его заново, на что все же не притязали ни
время, ни революции. Считая себя непогрешимыми в понимании
'хорошего вкуса', они бесстыдно разукрасили язвы памятника
готической архитетуры своими жалкими недолговечными побрякушками,
мраморными лентами, металлическими помпонами, медальонами, завит-
ками, ободками, драпировками, гирляндами, бахромой, каменными
языками пламени, бронзовыми облаками, дородными амурами и пухлыми
херувимами, которые, подобно настоящей проказе, начинают пожирать
прекрасный лик искусства..."
  "Собор Парижской Богоматери не может быть, впрочем, назван за-
конченным, цельным, имеющим определенный характер памятником. Это 
уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический 
храм. Это здание промежуточного типа. В отличие от Турнюсского 
аббатства Собор Парижской Богоматери лишен суровой, мощной ширины
фасада, круглого и широкого свода, леденящей наготы, величавой
простоты надстроек, основанием которых является круглая арка. Он
не похож и на собор в Бурже -- великолепное, легкое, многообраз-
ное, пышное, все ощетинившееся остриями стрелок произведение 
готики. Нельзя причислить собор и к древней семье мрачных, таин-
ственных приземистых и как бы придавленных полукруглыми сводами
церквей, напоминающих египетские храмы, за исключением их кровли,
сплошь эмблематических, жреческих, символических, орнаменты
которых больше обременены ромбами и зигзагами, нежели цветами,
больше цветами, нежели животными, больше животным, нежели людьми;
являющихся творениями скорее еепископов, чем зодчих; служивших
примером первого превращения того искусства, насквозь проникнуто-
го теократическим и военным духом, которое брало свое начало в
Восточной Римской империи и дожило до времен Вильгельма Завоева-
теля. Нельзя также отнести наш собор и к другой семье церквей,
высоких, воздушных, с изобилием витражей, смелых по рисунку; 
общинных и гражданских, как символы политики, свободных, прихот-
ливых и необузданных, как творения искусства; служивших примером
второго превращения зодчества, уже не эмблематического и жречес-
кого, но художественного, прогрессивного и народного, начинающе-
гося после крестовых походов и заканчивающегося в царствование
Людовика XI. Таким образом. Собор Парижской Богоматери -- не
чисто романского происхождения, как первые, и не чисто арабского,
как вторая."
  "Это здание переходного периода. Не успел саксонский зодчий 
воздвигнуть первые столбы нефа, как стрельчатый свод, вынесенный
из крестовых походов, победоносно лег на широкие романские
капители, предназначенные поддерживать лишь полукруглый свод.
Нераздельно властвуя с той поры, стрельчатый свод определяет
формы всего собора в целом. Непритязательный и скромный вначале,
этот свод разворачивается, увеличивается, но еще сдерживает себя,
не дерзая устремиться остриями своих стрел и высоких арок в
небеса, как он сделал это впоследствии в стольких дивных соборах.
Его словно стесняет соседство тяжелых романских столбов. И т. д."
("Собор Парижской Богоматери", кн. 3, гл. I)

                            *  *  *

  Епископальная церковь в деревне Рослин возле Эдинбурга (The 
Collegiate Church of St. Matthew at Roslin, Rosslyn Chapel).








                            *  *  *

  Средневековые архитектурные стили: романский (приблизительно
соответствует раннему Средневековью), готический (приблизительно
соответствует зрелому Средневековью), ренессансный (приблизитель-
но соответствует "осени Средневековья"). Готический стиль -- 
наиболее средневековый.
  Может различаться готика следующих типов:
1) храмовая; фортификационная; муниципальная (ратуши, 
   арсеналы и пр.); приватная (жилые дома); кладбищенская
   (склепы, надгробия); мостовая (мосты);
2) булыжная; известняковая; кирпичная;  
3) ранняя; зрелая; поздняя; новая.

  Готический стиль наиболее выражен в соборах. Особенность готи-
ческих соборов по сравнению с романскими -- вертикальное членение 
внешнего и внутреннего вида зданий: колонны, пилоны, контрфорсы
доминировали над карнизами и парапетами, высота арочных, оконных
и дверных проёмов была обычно много больше их ширины.
  Готический собор являл собой объединение архитектуры, сульптуры 
и живописи (представленной в основном витражами). Его рассматри-
вали как символ и своеобразную модель Вселенной. Символизм собора 
отражал символический характер средневекового менталитета.

                            *  *  *

  Готика и замки. Ранние замки -- еще не готика, поздние замки -- 
уже не готика. Готический стиль -- это, прежде всего, стиль собо-
ров. В средневековых соборах мало что есть от замков, в замках 
мало что есть от средневековых соборов. Соборы стояли в городах
и были достаточно защищены городскими стенами и всеобщим почти-
тельным отношением. Церковь-крепость скорее встречалась в каком-
нибудь селении, чем в городе. И она почти наверняка была выстро-
ена в романском стиле. У церквей в романском стиле много больше
общего с полноценными замками, чем у церквей в готическом стиле:
толстые стены, бойницы, минимум наружной отделки.
  Виктор Гюго в "Соборе Парижской Богоматери":
  "...внезапное нападение черни на какой-нибудь дворец, особняк 
или простой дом, даже в самых населенных частях города, не счита-
лось неслыханным происшествием. В большинстве случаев соседи 
тогда только вмешивались, когда разбой стучался в их двери. За-
слышав выстрелы из мушкетов, они затыкали себе уши, закрывали 
ставни, задвигали дверные засовы, и распря кончалась при содейст-
вии ночного дозора или без оного (...) Вот почему не только коро-
левские резиденции -- Лувр, дворец, Бастилия, Турнель, -- но и 
обиталища вельмож -- Малый Бурбонский дворец, особняк Сане, 
особняк Ангулем -- были обнесены зубчатыми стенами и имели над 
воротами бойницы. Церкви охраняла их святость. Все же некоторые 
из них -- Собор Богоматери к их числу не принадлежал -- были 
укреплены. Аббатство Сен-Жермен-де-Пре было обнесено зубчатой 
оградой, точно владение барона, а на пушки оно израсходовало 
значительно больше меди, чем на колокола. Следы его укреплений 
заметны были еще в 1610 году; ныне от него сохранилась лишь 
церковь." (кн. 10, гл. IV) 
  Не очень легко было брать штурмом даже Собор Парижской Бого-
матери: его окна начинались высоко от земли, а "в двери было
больше железа, чем дерева".


                            *  *  *

  Разновидности храма:
    храм-крепость;
    часовня;
    домашняя церковь;
    корабельная церковь;
    походная церковь;
    подземная церковь (в пещере, в копях).

13.2 Храмы в других культурах.

Примечателен буддистский храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat), построенный в 879-1191 гг. на севере Камбоджи и посвященный богу Шиве. Включает в себя более 100 храмов. Территория комплекса представляет собой прямоугольник с размерами 1300 м с севера на юг и 1500 м с востока на запад. Главная башня храмового комплекса имеет высоту 65 м.
Ангкор-Ват.

  Планировка комплекса сделана по принципам Мандалы. Мандала -- 
это один из основных священных символов в буддизме. Слово
"мандала" означает "круг", "диск", "круглый". Это знак сложной
структуры, выражающий присутствие Бога. Подобное ритуальное
сооружение действует якобы как психокосмическая система,
объединяющая макро- и микрокосмос, согласующая ритм человека с
ритмом Вселенной и улавливающя космическую энергию.
Мандала Ваджрасаттвы.
Мандала пяти Будд.

  На внешнем периметре Мандалы изображается с помощью символи-
ческих элементов "круг времени", в котором каждое звено
определяется предыдущим и определяет последующее. Мандала точно
ориентирована в пространстве. Ее основная энергетическая
вертикаль актуализируется во время ритуала, когда божественный
Дух ниспускается с Неба на Землю в центр Мандалы.
  Центральная часть храма расположена на трех террасах, поднима-
ющихся одна над другой. По углам террас располагаются башни,
имеющие форму цветущего початка. Когда-то их поверхность была
покрыта золотом. Централь- ная башня -- святилище. Под ней
находится глубокий колодец. На верхнюю террасу ведут лестницы
двух типов: мужские, с подъемом приблизительно 2:1, и женские --
с подъемом приблизительно 1:1. Главный входом храма ориентирован
на Запад -- чтобы человек, стоящий лицом к нему, видел восходящее
солнце. По обе стороны дороги, ведущей к центральному входу, были
скульптурные изображения змей-нагов.
   Некогда это было грандиозное сооружение, воспроизводившее 
устройство Вселенной: пять центральных башен соответствовали горе
Меру, а водоемы вокруг храма -- мировому океану. 

  На стенах западной галереи имеется барельефное изображение 
битвы между Пандавами и Кауравами на поле Курукшетра, описаное в
"Махабхарате". На стенах восточной галереи -- сюжет о пахтании
океана богами и асурами, добывающими амриту. Миф о пахтанье океа-
на -- космогонический. В нем акт творения совершается посредством 
разделения первичных вод. Амрита (amrta, "бессмертный") -- в
индийской мифологии божественный напиток бессмертия (ср. греч.
"амброзия"). Рельефы южной галереи передают события эпохи
правления Сурьявармана II.
  Фронтоны здания заполнены повторяющимися фигурами различных 
божеств, апсар и других мифических персонажей. Апсары --
полубожественные женские существа у древних индийцев, обитающие 
в основном в небе, но также и на земле (в реках, горах и т. д.).
Они -- аналог греческих нимф и славянских русалок.
  В ХV в. храмовый комплекс был заброшен, и его стала разрушать
тропическая растительность. В 1825 г. он был обнаружен французс-
ким энтомологом, слышавшим от местного населения рассказ о
древнем городе в джунглях.
Храм Та Прохм (Ta Prohm) в храмовом комплексе Ангкор-Ват.

                            *  *  *

  Буддистские храмовые комплексы в городе Баган (ранее Паган), 
Бирма. 
Храмовый комплекс в Багане.

  В 1044 г. первый бирманский король Анаврата сделал Паган
столицей Бирманского королевства. Город оставался столицей более
200 лет -- до нашествия монголов хана Хубилая в 1287 г. Во
времена Анавраты в Бирме преобладал индуизм, но были и буддисты.
Король соседнего государства, называвшегося Татон, послал к
бирманскому королю монаха проповедовать разновидность буддизма,
которая называлась Теравада. Монах произвел на Анаврату большое
впечатление, и тот потребовал, чтобы король государства Татон
прислал реликвии и священные тексты. Получив отказ, Анаврата
предпринял военный поход, разгромил Татон и унес в Баган 32
собрания священных текстов, называемые Трипитака ("три корзины"),
и все реликвии, а также увел 30 000 пленников, включая короля.
Приняв таким образом новую религию, Анаврата приступил к
строительству храмов и монастырей. Баган стал центром Теравады, в
который сходилось множество паломников.
Храмы Багана.

  В Багане более 2000 храмов, построенных между XI и XIII вв.
Также видны остатки городских стен, построенных в IX в.
Один из храмов Багана.


14. Крест.

Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна ты- сяча"): "Оттон III, бывший императором в тысячном году, распоря- дился отыскать место захоронения Карла Великого [в Аахенской капелле], взломать плиты, покрывавшие пол церкви, и вырыть сарко- фаг; когда его вскрыли, он снял с шеи скелета золотой крест и символическим жестом повесил его себе на грудь." Оттуда же: "В искусстве, вдохновителем которого является импе- ратор тысячного года, крест не предстает как орудие мученической смерти. Это знак триумфа, победы, одержанной над силами зла в целом мире, на севере и юге, востоке и западе, -- крест как бы символизирует неизбежное скрещенье этих двух координат. На нем Христос изображается живым, увенчанным короной, -- император же является наместником Неба, равным Архангелам представителем Христа в этом мире. И крест является символом данной Богом влас- ти. Подобно тому как меч служит эмблемой рыцарства и власти силы, носителем которой оно является, крест, будучи знаком порядка, света и воскресения, воплощает сущность императорской власти. Под эти кресты, украшенные самыми великолепными сокровищами римской славы, под эти кресты, которыми потрясали, как знаменами, чтобы преградить путь злу, собирались все силы, жаждавшие обновления." * * * ............................................................... ............................................................... Представление средневекового человека о значении креста видно в следующем отрывке из "Повести временных лет": "Бог же показал силу креста в поученье земле Русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его; если же преступит кто, то и здесь, на земле, примет казнь и а будущем веке казнь вечную. Ибо велика сила крестная; крестом бывают побеждаемы силы бесовские, крест князьям в сражениях помогает, крестом охраняемы в битвах, верующие люди побеждают супостатов, крест же быстро избавляет от напастей призывающих его с верою. Ничего не боятся бесы, только креста. Если бывают от бесов видения, то, осенив лицо крестом, их отгоняют..."

Возврат в оглавление