Средневековые символы в культуре Запада |
Замок -- это жилище-крепость. Он обычно включает в себя хотя
бы одну башню, поэтому символическое значение башни в некоторой
степени присуще и замку.
Некоторые помещения замка могут быть частично или полностью
вырублены в скале, служащей его основанием, и таким образом
замок сближается с пещерой.
В скале, на которой стоит замок Вавель в Кракове, обнаружили
естественную карстовую пещеру -- и, конечно же, стали рассказы-
вать, что в этой пещере когда-то жил дракон. В настоящее время
в эту пещеру водят туристов, а железное изваяние дракона стоит
у выхода из нее на берегу Вислы.
Некоторые сооружения занимают промежуточное положение между
замком и дворцом. Полузамок-полудворец (дворец-замок, дворец
замкового типа) -- результат вырождения замка. Приданные такому
дворцу элементы замка имеют символическое, а не защитное значение
(впрочем, они могли обеспечивать некоторую защиту в случае бунта
"черни").
Место для строительства замка выбирают такое, чтобы, среди
прочего, с его башен и стен открывался хороший вид на окрест-
ности.
* * *
Атрибуты замка: башня, ворота, подъемный мост, трапезная,
камин, подземелья, подземный ход, привидения, замурованные в
стенах мертвецы.
ТРАПЕЗНАЯ. Главная комната замка, самая большая. В ней
рыцарь может собирать многочисленных гостей -- других рыцарей.
На стенах трапезной -- гобелены и щиты (остальное оружие -- в
оружейной комнате). Столы в трапезной ставятся буквой "П".
КАМИН. Он огромен: в нем можно жечь бревна. Он привносит в
жилище рыцаря таинство огня. Главный камин замка размещается в
его трапезной.
|
Камин в замке Шинон (Chinon).
Фото из книги "Замки Луары". |
ПОДЗЕМЕЛЬЯ. В них содержат запасы и узников. В из стенах --
самые древние камни замка: замок наверняка неоднократно разру-
шался, восстанавливался, перестраивался, но эти изменения не
затрагивали подземелий. Подземелья могут быть частично или
полностью вырубленными в скале, служащей основанием замка, и
тогда они в еще большей степени походят на пещеры.
ПОДЗЕМНЫЙ ХОД. Последнее средство спасения. Также путь тайного
проникновения в лагерь осаждающих, путь тайной связи осажденных с
остальным миром.
ПРИВИДЕНИЯ. Души, которые не могут попасть ни в рай, ни в ад.
Их удерживает на земле какое-то незавершенное дело. Они --
последствие преступных убийств, совершенных в замке. Всякий замок
полит кровью.
ЗАМУРОВАННЫЕ В СТЕНЕ МЕРТВЕЦЫ -- явление нетипичное, но иногда
встречающееся. Суровый властитель замка добивался не просто смерти
своих врагов, но смерти мучительной, страшной -- пугающей других
людей.
* * *
Отряд, включающий хотя бы тысячу человек, легко возьмет любой
небольшой замок. Но дело в том, что в условиях феодальной раздроб-
ленности вероятность увидеть под стенами замка такой отряд
ничтожна. Скорее, это будут два-три соседа-феодала, объединивших
свои силы, шайка разбойников или толпа восставших крестьян.
* * *
Стены помещений замка -- это камень или кирпич. В лучшем случае
они могут быть оштукатурены, украшены коврами, гобеленами. Картин
нет: манера вешать на стены картины распространится лишь под конец
Средневековья.
Английское название замка -- castle, итальянское -- castello.
Это слово происходит от латинского castrum, означающего укреплен-
ный лагерь. По-немецки замок -- Schloss (другое значение этого
слова -- замОк), по-французски -- chateau.
Замок имеет одну или несколько башен. В некоторых небольших
замках башни отсутствуют совсем. У замка-дворца башни выполняют
лишь декоративную, символическую функцию.
Донжон (французское donjon) -- главная, отдельно стоящая башня
замка. Расположена в самом недоступном месте и служит последним
убежищем осажденных. Чаще всего бывает в плане круглая или
четырехугольная. Разновидность донжона -- донжон с внутренним
двором (полый).
Древнейшие замки нередко строились на основе римских стороже-
вых башен. Эти башни становились донжонами замков.
Планировка замка обычно определяется особенностями места, на
котором он выстроен.
Выделяются замки следующих основных видов: донжон; донжон с
пристройкой; донжон с дополнительными стенами и башнями вокруг
него (донжон может быть включен или не включен в контур этих
укреплений); кольцо зданий, соединяющих башни; замок-дворец.
Замок Бомари (Beaumaris) в Северном Уэльсе.
Замки бывают одноуровневые и многоуровневые. У первых основания
всех построек располагаются приблизительно на одной высоте. У
вторых донжон находится на возвышенности и имеется кольцо укреп-
лений вокруг подножия этой возвышенности или на ее склонах.
В замке с выделялись хозяйственная и сеньоральная части. Вторая
обычно располагалась выше, была лучше укреплена и выстраивалась
так, чтобы ее можно было оборонять и после захвата первой части.
В замке на основе донжона последний представлял собой главное
или единственное сооружение сеньоральной части. Небольшой замок
с донжоном мог не иметь внутреннего двора.
Со второй половины XII в. основным сооружением сеньоральной
части замка стал дворец (обычно его пристраивали к донжону). Чаще
всего дворец был двухэтажный. Проход из него в донжон делался,
как правило, на уровне второго этажа дворца.
Замок в виде кольца зданий, соединяющих башни -- такой, в
котором имеется обширный двор, окруженный помещениями, примыка-
ющими к наружным стенам замка. Строительство замков с такой
планировкой началось с середины XIII в.
Дворцовые замки -- насыщенные архитектурными деталями сооруже-
ния, приспособленные больше для роскошной мирной жизни, чем для
обороны. Они варьируются от замков, которые чуть-чуть дворцы, до
дворцов, которые чуть-чуть замки. В последних традиционные
элементы оборонительной системы -- башни, ворота, мосты, бойницы,
зубцы на стенах и пр. -- выполняют главным образом декоративную
функцию. Перестройки древних замков, как правило, осуществлялись
в направлении превращения их в замки-дворцы: расширялись и допол-
нительно пробивались окна, делались пристройки с недостаточно
толстыми для замков стенами. Исключением были те замки, которые
сохраняли военное значение.
|
В основании ренессансных замков-дворцов нередко
сохраняются остатки более древних сооружений -- полноценных
замков романского и готического типа. Фрагмент круглой
башни, видимый в подземелье замка Вавель в Кракове. |
* * *
Количество уцелевших замков в Европе -- вряд ли более двух
тысяч. Плюс несколько тысяч в развалинах. Остальное растащено
до камня. Было принято "срывать замки" в наказание за стропти-
вость знати. В этом видели что-то символическое. Во Франции
особенно отличился уничтожением замков кардинал Ришелье. В XVII
веке жить в замках стало не модно, знать переселялась в столицы,
и большинство семейных твердынь оказалось попросту брошено и
превратилось в источник строительного камня для окрестных
жителей, которым собственный коровник был дороже гордой истории
родной страны. К тому же деньги стали уплывать от феодалов к
промышленникам и торговцам, так что если кто-то из потомков
древних родов даже и хотел сохранить наследие предков, он не
всегда имел для этого средства. Те из старинных замков, которые
сколько-нибудь годились для переделки под более комфортные
жилища, были перестроены. Некоторые древние замки были разрушены
для того, чтобы на их месте и из их материала соорудить
укреплённые постройки в ренессансном стиле. Более менее повезло
тем замкам, которые стали использоваться в качестве крепостей и
казарм.
Возрождение замков началось в конце XVIII века -- после Великой
Французской революции, уничтожившей "остатки феодализма": револю-
ционная перетряска несколько обновила социальную "верхушку", и
новым аристократам захотелось обрасти атрибутами благородства, а
старым -- подтвердить его.
Состоятельные люди серьёзно обратились к замкам приблизительно
в середине XIX века. Буржуа стали подражать частично истребленным
в революциях, частично выродившимся аристократам и вместе с
дворянскими титулами приобретали и замки.
К началу XX в. уцелевшие замки стали восприниматься как
исторические памятники, национальное достояние, источник дохода
от туристов. Многие полуразрушенные замки были законсервированы
или даже частично восстановлены. Владеть сегодня замком -- это
очень солидно: даже более солидно, чем в эпоху рыцарей.
На примере замков видна связь архитектуры с социальным устрой-
ством. Возвращение европейской "вехушки" в замки началось тогда,
когда они вследствие развития вооружений перестали представлять
угрозу для центральной власти.
* * *
Мир европейских замков огромен и почти необъятен. У каждого
замка -- своя длинная история, вплетенная в историю страны. От
изучения ее обычно мало пользы, но бережно прикасаться к ней --
это приятно и настраивает на правильное отношение к своей жизни
и к вечности.
* * *
Можно обратить внимание, что крепость не является средневековым
символом. Крепость -- это военное сооружение, в котором постоянно
размещается гарнизон (отряд солдат). В средневековой Европе соб-
ственно крепостей было очень мало, зато имелись укрепления у
большинства монастырей и городов. К примеру, в одной лишь Франции
было около 50 000 укрепленных сооружений. Когда средневековый
правитель хотел обеспечить свое "военное присутствие" на некото-
рой территории, он назначал туда вассала, который строил там себе
замок. Крепость же -- это атрибут обществ, имеющих сильную
центральную власть. Крепость была характерна для Востока, а не
для Запада. Когда эпоха рыцарей ушла и в Европе сложились центра-
лизованные государства, некоторые замки стали использоваться в
качестве крепостей.
* * *
Рочестерский замок (Rochester) в графстве Кент. Строительство
замка в Рочестере началось в XI веке. Это один из первых каменных
замков в Англии. Он находился в собственности церкви и был рези-
денцией архиепископов. Донжон замка имеет в плане форму квадрата
с размером сторон 21 м. Высота 34 м. Башни по его углам возвыша-
ются ещё на 4 метра. Толщина стен донжона в основании -- 4 метра,
наверху -- 3,3 м. Вход в донжон находится в специальной пристрой-
ке на уровне второго этажа. Доступ на первый этаж осуществляется
по винтовой лестнице со второго этажа. Главный зал занимал два
этажа -- третий и четвертый. На пятом этаже располагались личные
покои архиепископа и молельня. В XVIII веке замок едва не снесли.
Замок в Рочестере.
Фотограф M. W. Cook
|
|
Донжон сверху. Фотограф M. W. Cook |
Донжон изнутри.
|
Нижний этаж донжона.
Фотограф M. W. Cook
* * *
Замок Боудиэм (Bodiam) в Восточном Сассексе (Англия). Построен
в конце XIV в. -- во времена, когда знать стремилась обеспечить
себе уже не только защищенность, но также комфорт и репрезента-
тивность. Первый владелец -- сэр Edward Dalyngrigge, сделавший
себе имя и состояние во Франции участием в Столетней войне. С
середины XVII в. замок был необитаем. В 1828 г. замок был приоб-
ретен местным сквайром John Fuller по кличке 'Сумасшедший Джек'
за 3000 фунтов стерлингов. Фуллер был скандалист, филантроп и
член парламента от Сассекса. Он принял меры к сохранению
построек. В 1864 г. внуком Фуллера замок был продан за 5000
фунтов лорду Ashcombe, который тоже организовал реставрационные
работы. В 1916 г. замок приобрел лорд Керзон (Curzon). Керзон
был влюблен в это сооружение, опубликовал в 1926 г книгу "Bodiam
Castle" и завещал замок после своей смерти Национальному фонду
("The National Trust").
Замок Боудиэм.
Фотограф M. W. Cook
Замок Боудиэм. Внутренняя часть.
Фотограф M. W. Cook
Замок Боудиэм. Юго-восточный угол.
Фотограф M. W. Cook
Фотографии замка Боудиэм взяты на сайте
www.castles-abbeys.co.uk
* * *
Замок в Буйоне (Bouillon). Основан приблизительно в 1020 г.
герцогом Нижней Лотарингии (Арденн) Годфруа (Godefroid). В 1045 г.
был разрушен войсками императора Священной римской империи после
мятежа, поднятого Годфруа II Бородатым. Позже Годфруа II вернул
себе расположение императора. В 1065 г. он стал герцогом Нижней
Лотарингии и восстановил замок. Ему наследовал Годфруа Горбатый.
В 1082 г. замок перешел к Годфруа IV (племяннику Годфруа
Горбатого), ставшему графом Буйонским. В 1096 г. Годфруа IV продал
замок и земли епископу Льежа Орберту (Orbert), чтобы добыть
деньги на организацию крестового похода. Цена составила 1300
марок серебра и 3 марки золота (1 марка = 230 г). Годфруа стал
одним из руководителей Первого крестового похода, участвовал во
взятии Иерусалима в 1099 г. Соратники предложили ему корону
новосозданного Иерусалимского королевства, но Годфруа отказался
и принял титул Хранителя Гроба Господня. Умер он в 1100 г. в
Палестине и там же был похоронен. Прямых наследников у него не
оказалось. Один его брат умер в 118 г., другой в 1125 г. Контракт
давал Годфруа и трем его последующим наследникам право выкупить
замок за ту же цену, за которую он был продан, но из этого ничего
не получилось. Побочный наследник Годфруа граф Рено (Renaud)
захватил Буйон в 1129 г, епископ Льежа вернул себе замок силой в
1141 г. Император в 1155 г. подтвердил его право.
В течение шести последующих столетий замок принадлежал (с не-
большими перерывами) епископам Льежа. В 1678 г. он перешел семье
Ла Марк (La Marck или van der Marck).
Точно неизвестно, когда появилось "герцогство Буйонское", но
определенно после смерти Годфруа IV. Самое раннее упоминание
герцогства относится к 1291 г.: среди титулов епископа Льежа
указывается, что он "герцог Буйонский". Так же именовали себя и
все другие епископы Льежа вплоть до 1795 г. Возможно, земли
Буйона унаследовали свой ранг от герцогства Нижней Лотарингии.
Ла Марки были с 1415 г. "смотрителями замка" (castellans) и
пользовались значительной автономией, особенно во время
епископата Луи Бурбона (Louis de Bourbon) и Жана де Орн (Jean de
Hornes). Луи Бурбон был убит в 1482 по распоряжению Гийома
(Guillaume) Ла Марка, по прозвищу "Арденнский вепрь", который
хотел сделать епископом своего сына Жана, поддержанного частью
каноников епископства. Другая часть каноников поддержала Жана де
Орн. Римский папа отверг кандидатуру Жана Ла Марка. Начались
военные действия. Они завершились в 1484 г. подписанием договора,
по которому "Арденнскому вепрю" причитались 30 000 ливров за
участие в войне против Максимилиана Габсбурга. Буйон был передан
ему как залог уплаты этой суммы. Деньги никогда не были уплачены,
и на этом Ла Марки позже основывали свое право на Буйон. Гийом
был схвачен и обезглавлен Максимилианом в 1485 г., но перед
смертью передал Буйон своему старшему брату Роберту I (ум. в
1489). В 1521 г. Карл V захватил Буйон и вернул его епископам
Льежа. В договоре 1529 г. император франции Франциск I обязался
не поддерживать попыток Ла Марков вернуть Буйон. Тем не менее, в
1552 г. король Франции Генрих II захватил Буйон и вернул епископу
Льежскому только по договору 1559. В этом договоре, однако не
подтверждалось право епископов Льежских на Буйон, но лишь
говорилось о том, что Буйон к ним переходит.
Роберт III Ла Марк(1492-1536) стал маршалом Франции. Его сын
Роберт IV (ум. в 1556) тоже достиг этого звания. Оба они титу-
ловали себя герцогами Буйонскими.
В 1676 г. замок был осажден войсками Людовика XIV и после
20-дневной осады взят. Собственниками его стали Ла Марки. Маршал
Вобан (Vauban), знаменитый военный инженер, немного перестроил
его, чтобы приспособить к использованию артиллерии.
В 1795 г. Буйон был аннексирован Францией. С 1815 г. он нахо-
дился в собственности голландцев. Они разрушили в замке часовню,
главную башню и дом губернатора, зато выстроили арсенал и
казармы. С 1830 г. Буйон -- в составе Бельгии. Бельгийцы уже не
использовали замка в качестве военного объекта, и он стал
понемногу разваливаться.
В настоящее время замок является очень популярным музеем. В
городе работает своеобразный лекторий под названием "археоскоп":
в большем темном зале туристам рассказывают на 4 языках историю
Годфруа, графа Буйонского, историю Первого крестового похода.
Звучит музыка Баха, на экране показываются различные картины, из
пола поднимается модель замка, каким он был во времена рыцарей.
Буйонский замок не зрелищен: без башенок, зубцов, колоннад
и пр. Он в основном сохранил черты древнейших замков -- и тем
примечателен. Некоторые его помещения частично или полностью
вырублены в скале. Открывающиеся с него виды потрясают. Главная
его особенность в том, что его освящает великая фигура Годфруа
Буйонского -- подвижника, отдавшего всё, что имел, на дело,
которое он считал правым, и одержавшего победу.
|
Двор Буйонского замка. Вид с башни. |
* * *
Замок Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Пример замка в
виде кольца зданий. Строительство начато в XIV в. по распоряжению
Галеаццо II Висконти (Galeazzo Visconti). Первоначально включал в
себя часть городской стены. В 1450 г. После падения Амброзианской
республики, владеть замком стал кондотьер ("солдат удачи")
Франческо Сфорца (Franceco Sforca). Замок постепенно достраивался
и украшался под руководством ряда архитекторов. В годы правления
(1494-1499) Лодовико Моро (Lodovico il Moro), внука Франческо
Сфорца, замок превратился в одну из самых великолепных резиденций
Италии. Над его украшением трудился Леонардо да Винчи. После
падения Людовико Моро замок оказался в руках французов. В 1521 г.
взрыв пороха повредил центральную башню ("башню Филарета" -- по
имени ее архитектора). В период господства испанцев (XVI-XVII
вв.) замок достраивался для использования в качестве крепости.
В конце XVI в. Вокруг замка были сооружены шесть бастионов. В
1733 г. крепость захватили франко-сардинские войска во главе с
Карлом Эммануэлем II Савойским. В 1746 г. она снова ненадолго
перешла к испанцам. В 1796 г. ее заняли французы. Они разрушили
выстроенные испанцами бастионы. В 1799 г. его заняли русские под
началом Александра Суворова. С 1814 по 1845 г. замок -- в руках
австрийцев. После освобождения Италии от австрийского господства
замок использовался в качестве казарм. В 1880-м его собирались
снести, в 1900 г. реставрировали. В настоящее время замок
является музеем.
|
|
Фасад замка Сфорца. Башня Филарета. Фото автора. |
Угловая башня замка Сфорца. Фото из книги Vittorio Serra "Milan". |
* * *
Замок Шамбор (Chambord). Относится к дворцовому типу замков.
Расположен в долине Луары, Франция. Построен для Франциска I --
короля Франции с 1515 по 1547 г. Сооружение замка началось в 1526
г. Ранее существовавшая на том месте крепость была снесена. В
планировке и оформлении замка отразилось сильное итальянское
влияние. Строительные работы продолжались много лет. Жилой корпус
был закончен только в 1537 г., королевские апартаменты -- в
1547 г.
В трехэтажном жилом корпусе обитал королевский двор. 365 из 440
комнат этого корпуса имели камины.
Франциск I обычно наведывался в Шамбор раз в два года на нес-
колько недель, чтобы охотиться в его окрестностях (имение Шамбор
считлось охотничьим угодьем короля, соответственно замок был
"охотничьим замком"). Король также иногда устраивал в замке
торжества.
После смерти Франциска I строительные работы в замке продолжа-
лись его сыном Генрихом II. После смерти Генриха II в 1559 г. его
вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в Шамбор вместе с детьми.
Следующий король, Карл IX очень любил охоту и навещал Шамбор
часто, тогда как при сменивших его Генрихе III и Генрихе IV замок
в основном пустовал. В 1626 г. Людовик XIII уступил графство Блуа,
куда входил Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому.
Позднее Шамбор вновь стал королевским владением. Людовик XIV
посетил замок всего девять раз, однако, при нем там были произве-
дены большие переделки. Перед замком были возведены новые коро-
левские апартаменты. Вход в замок украсили фронтоном. На окру-
жавшей замок территории устроили парк, а вокруг парка выстроили
крепостную стену длиной 33 км.
В 1669 г. в Шамборе для Людовика XIV устраивали премьеру пьесы
Мольера "Господин де Пурсоньяк", на следующий год -- пьесы
"Мещанин во дворянстве".
В 1725 г. Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу
Лещинскому. Тот продолжил строительство.
Через 20 лет замок перешел к маршалу Саксонскому. Маршал
разместил в замке свой полк наемников, комплектовавшийся
поляками, венграми, турками и татарами.
Во время Великой Французской Революции замок чуть не был
разрушен. В 1793 г. из него вывезли все вещи. В период правления
Наполеона он перешел в собственность маршала Бертье.
|
|
|
|
Камин в покоях Франциска I. |
|
* * *
Замок Бриссак (Brissak). Расположен недалеко от Анжера, Фран-
ция. Был возведен по распоряжению Фулька Нерра, графа Анжуйского.
Владельцы замка часто менялись. В 1434 г. он был приобретен
Пьером де Брезе -- министром при Карле VII и Людовике XI -- и
частично перестроен. Сегодня от той эпохи сохранились только две
угловые башни. В 1502 г. замок с прилегающими землями был куплен
Рене де Косее. Он сильно пострадал во время религиозных войн и
был в 1614 году значительно перестроен Карлом де Коссе, герцогом
де Бриссак, маршалом Франции. В течение нескольких столетий он
оставался собственностью семьи Коссе-Бриссак.
Комнаты замка украшены резными деревянными панелями, балки
потолков богато расписаны.
|
* * *
Замок Шенонсо (Chenonceau). Замок-мост. Располагается
над рекой Шер выше города Тура. Первые постройки -- не позже
13 в. Замок был соединён мостом с фортифицированной мельницей,
стоявшей на двух пирсах. Первый владелец -- де Марк. В 1496 г.
владения прешли к семейству Бойе. Современный вид замок принял в
основном в 1513- 1522 гг. Возведен на пирсах старой мельницы. От
прежних строений остались только отдельностоящая башня "Марк" и
колодец. Сооружение моста началось в 1556 г. Вскоре замок перешёл
в королевскую собственность. По распоряжению Екатерины Медичи на
мосту была выстроена двухэтажная галерея.
|
Фото из книги "Замки Луары". |
* * *
Можно различать замки по преобладающему архитектурному стилю:
романские (Буйонский), готические (Боудиэм), ренессансные
(Сфорца, Шамбор и др.), в стиле барокко (Бриссак), в стиле
"классицизм" (в качестве примера можно привести, наверное, только
Михайловский замок в Петербурге). В древних замках преобладающий
стиль обычно определяется последними переделками.
* * *
Михайловский (с 1823 г. -- Инженерный) замок в Санкт-Петербурге
построен в 1797-1800 гг. архитектором В. Ф. Бренной по проекту
архитектора В. И. Баженова как резиденция императора Павла I
(кстати, Великого магистра Ордена Святого Иоанна в 1798-1801
гг.). Наверное, единственный замок в России. Выполнен в стиле
классицизма. Здание квадратное в плане, с внутренним восьмиуголь-
ным двором. С трех сторон во двор ведут ворота. Замок окружен
рвом с водой. Окружавшая замок территория между Фонтанкой и
Екатерининским каналом до Караванной и Итальянской улиц была
обнесена железной решеткой. На ней располагались дворцовый сад
и обширный плац. В саду Павел I прогуливался верхом, на плацу
проводились смотры и парады.
Михайловский замок представляет собой, по-видимому, последний
замок Европы, выстроенный для обеспечения безопасности своему
обитателю. Тем не менее, в 1801 г. Павел I был в нем убит
заговорщиками.
После гибели Павла I было уничтожено всё, что придавало замку
характер крепости: снесли каменную стену, окружавшую здание,
засыпали рвы, сняли подъемные мосты, убрали пушки.
|
|
|
|
|
С гравюры Патерсона, 1801 г. |
|
|
* * *
Российского императора Павла I, наверное, можно считать одним
из последних выдающихся рыцарей Европы. Вспыльчивый, раздражи-
тельный, мнительный, он был в разладе со своей средой и со своей
эпохой, за что и получил репутацию сумасшедшего.
Павел родился 20 сентября 1754 г. Мать -- будущая императрица
Екатерина II, номинальный отец -- племянник Петра I, будущий
император Петр III. Настоящим отцом, скорее всего, был придворный
Сергей Салтыков. Дед Павла по матери -- принц Ангальт-Цербстский.
таким образом, Павел был потомком немецких рыцарей.
Павел I вступил на русский престол в 1796 г. Он был противником
изнеженности и роскоши и большим поборником порядка. Вставал в 5
часов утра, а в 6 уже выслушивал доклады должностных лиц. В его
царствование любой подданный имел возможность добиться аудиенции
у самого императора, быть выслушанным и добиться справедливости.
Ночью 11 марта 1801 г. Павла I задушили заговорщики -- группа
аристократов во главе с военным губернатором столицы графом фон
Паленом, которые были недовольны реформами, ущемлявшими знать.
Гибель Павла -- следствие несовместимости его рыцарского идеала с
действительностью.
В. Ходасевич: "Когда русское общество говорит, что смерть
Павла была расплатой за его притеснения, оно забывает, что он
теснил тех, кто раскинулся слишком широко, тех сильных и много-
правных, кто должен был быть стеснен и обуздан ради бесправных
и слабых. Может быть -- и это была историческая ошибка его. Но
какая в ней моральная высота! Он любил справедливость -- и мы
к нему несправедливы. Он был рыцарем -- и убит из-за угла."
("План книги о Павле I")
|
|
Павел I. |
| |
| |
Статуя Павла I перед фасадом дворца в Павловске.
Фото автора. |
|
* * *
Тюремные замки, как правило, строились для использования в
качестве тюрем. Они придают романтизм пенитенциарному делу:
получается, что не заключённые страдают в застенке, а узники
томятся в замке. Замковое оформление тюрьмы удобно тем, что
позволяет оправдать высокие стены и узкие окна, а заодно оживить
городской пейзаж.
* * *
Литовский замок в Петербурге. Построен в 1787 г. Имел семь
башен. Замком являлся лишь по названию и отчасти по виду и никог-
да не использовался в качестве аристократического жилища. Вначале
был местом квартирования Литовского полка (отсюда название). В
1823-24 гг. был переоборудован в тюрьму, главным образом для
уголовных преступников. Именовался Городской тюрьмой. В нём
содержались также политические заключённые. С начала XX в. в
него попадали участники рабочего движения. Во время Февральской
революции 1917 г. был сожжён восставшим народом в качестве
русской Бастилии.
* * *
|
|
Лефортовский тюремный замок. |
Бутырский тюремный замок. |
|
* * *
Пищаловский тюремный замок в Минске на ул. Володарского.
Сооружён в 1825 г. по проекту архитектора Пищалы в стиле
классицизма. Представляет собой прямоугольное трехэтажное здание
с четырьмя зубчатыми башнями по углам. Огорожен каменной стеной
с контрфорсами.
|
Пищаловский тюремный замок в Минске. |
|
Замки строились не только на западе Европы (и на захваченных
крестоносцами территориях в Сирии и Палестине), но также на
Кавказе, в Японии, в Индии (однако лишь замки европейцев и лишь
в зрелое Средневековье создавались как полноценные крепости).
* * *
Всего в Японии за время ее "средневековья" было построено около
3000 замков. Уцелело около десятка (Himeji, Matsumoto, Matsue,
Matsuyama, Hirosaki, Kochi, Inuyama и др.). Несколько десятков
замков было восстановлено (Nagoya, Osaka, Kumamoto, Okayama,
Hiroshima и др.). Еще от некоторых замков сохранились руины.
Потребность в замках возникла в XV веке из-за ослабления
центральной власти. Наступила "эпоха воюющих государств": образо-
вались десятки мелких государств, враждовавших между собой.
Через сто лет центральная власть в Японии была восстановлена,
но традиция строительства замков осталась.
С началом эпохи Мэйдзи (1868 г.) замки стали рассматриваться
как пережитки феодального прошлого, и многие из них были
разрушены. Еще больше замков оказалось уничтожено во II Мировой
войне.
Типичный большой замок включал три кольца укреплений: внутреннее
главное кольцо (honmaru), второе (ninomaru) и третье (sannomaru).
Главная башня замка находилась в honmaru, но хозяева замка обычно
жили в более комфортабельном жилище, размещавшемся в ninomaru.
Вокруг замка обычно возникало поселение, в котором жили саму-
раи. Чем выше был ранг самурая, тем ближе к замку находилось его
жилище. Купцы и ремесленники обитали в специально отведенных рай-
онах. Храм располагался вне поселения. Многие современные японс-
кие города возникли из призамковых поселений.
Основным строительным материалом замков было дерево (тогда
как в большинстве современных реконструкций используется бетон).
* * *
Замок в Химеджи (Himeji). Находится в центре города. Считается
наиболее сохранившимся замком в Японии и вторым по размерам после
замка в Осаке. Располагается на вершине 50-метрового холма. Вклю-
чает в себя 5-этажный донжон, три 3-этажные башни, соединенные
менее высокими постройками. Главный комплекс окружают три кольца
внешних укреплений.
В 1333 г. Норимура Акаматсу, правитель области Харима, построил
на этом месте простую крепость. В 1346 г. его сын Саданори добавил
ряд построек. Позже этой областью управляли кланы Котера и Курода,
В 1601 г., когда владельцем замка был Терумаса Икеда, зять сёгуна
Токугава Иеясу, вокруг замка начали копать три рва. Позже
Токугава Иеясу сделал замок своей главной резиденцией. В 1618 г.,
когда владельцем был Тодамаса Хонда, замок принял тот вид,
который сохранился до настоящего времени.
Замок Химеджи никогда не подвергался осаде.
|
|
|
* * *
Замок в Осаке (Osaka). Один из самых знаменитых замков
Японии. Сыграл важную роль в объединении страны в XVI веке.
Основные события в истории замка:
1583: Тоётоми Хидеёши начал строительство.
1598: Строительство закончено.
1603: Тоётоми Хидеёши потерпел поражение в войне с Токугава
Иеясу. После смерти Тоётоми Хидеёши замок перешел к
его сыну Тоётоми Хидеёри.
1615: Замок захвачен армией Токугава Иеясу. деревянные постройки
сгорели. Клан Тоётоми перестал существовать.
1620: Сёгун Токугава Хидетада начал перестройку замка. При нем
заново отстроена главная башня. В ней пять этажей снаружи
и восемь внутри (три -- подземных). До сих пор стоят стены,
которые сложены в то время из гранитных блоков, не связан-
ных строительным раствором.
1665: Молния сожгла главную башню.
1843: Замок отремонтирован за счет пожертвований. Заново
отстроено несколько башенок.
1868: Большая часть замка сгорела при гражданских беспорядках,
сопровождавших начало эпохи Мэйдзи. Замок превращен в
казармы для солдат новой армии, создававшейся по европейс-
кому образцу.
1931: Восстановлена главная башня. Вместо дерева использован
железобетон. Средства собраны мэром Осаки из разных
источников.
1945: Замок пострадал от американских бомбардировок. Восстановлен
в 1948 г.
1995: Началась реставрация, имеющая целью восстановить главную
башню в том виде, какой она имела в эпоху Эдо.
1997: Реставрация завершена.
В настоящее время замок функционирует как музей. Территория
вокруг замка является мунципальным парком.
|
|
* * *
Можно обратить внимание на то, что в Японии, как и в Европе,
с установлением "буржуазного" общественного строя имел место
период пренебрежительного отношения к замкам, сменившийся пери-
одом большого интереса к ним, их реставрации и реконструкции --
когда уже мало что от них осталось.
Японские замки в сравнении с западноевропейскими (и особенно
английскими) производят впечатление довольно уязвимых. Это, можно
сказать, деревянные дворцы на укрепленных камнем холмах. По-види-
мому, для японцев была неприемлемой жизнь в каменных помещениях с
узкими окнами, напоминающих подземелья. Глядя на японские замки,
европеец испытывает, с одной стороны, чувство сродства, с другой
-- чувство превосходства. А у японцев европейские жилища
феодалов, наверное, асоциируются с норами, пещерами и тюрьмами.
У японцев -- культ собственного "средневековья", времени саму-
раев. Выражениями этого культа являются, к примеру, фильмы режис-
сера Акиро Куросава: "Семь самураев" (1958), "Тень воина" (1980)
"Ран" (1985) и др. Эти фильмы популярны и на Западе. Кроме того,
в США делаются американские фильмы про самураев и про ниндзя:
за неимением своего Средневековья, американцы подпитываются им
не только от Европы, но и от Японии.
Остров -- это относительно изолированный, независимый малень-
кий мир. Может быть, последнее убежище для кого-то или чего-то.
Остров может быть удален, расположен неизвестно где. Высадка
на него с корабля бывает затруднена рифами, прибоем, крутизной
берегов, оборонительными сооружениями.
Остров -- спасение для моряков, потерпевших кораблекрушение,
пристанище пиратов, убежище, место заточения, место проведения
секретных опытов.
Остров маргиналистичен: на нем можно изолироваться, чтобы
строить жизнь по-своему -- не так, как на материке.
Остров может погрузиться в океан. С острова трудно спасаться
в случае природной катастрофы. Минойская цивилизация, существо-
вавшая около XV в до н. э. в Восточной Средиземноморье и имевшая
центром остров Крит, погибла отчасти, по-видимому, вследствие
вулканического извержения на острове Фера, расположенном в
110 км. к северу от Крита.
На острове малых размеров удобно располагать замок или кре-
пость. Весь или почти весь берег острова оказывается в крепост-
ных стенах, и противник не имеет возможности получить надежную
опору под ногами, чтобы вести штурм. На острове можно создать
королевство, и оно будет сравнительно устойчивым.
* * *
Остров стал символом еще у греков в античный период. Греки --
обитатели сотен островов в восточной части Средиземноморья.
Самые знаменитые греческие острова: Крит, Кипр, Лесбос, Саламин.
Великий Одиссей -- царь острова Итака.
Финикийцы предпочитали строить свои города на небольших остро-
вах, отделенных от материка узким проливом. Таков, к примеру, их
знаменитый город Тир.
Остров -- один из факторов, порождающих многообразие мира.
У каждого большого острова -- свои природные особенности, свое
символическое содержание, свой миф. Выделяются островные куль-
туры, островные экосистемы.
Понятие "архипелаг" несколько размывает понятие "остров",
вредит ему как символу. В архипелаге остров теряет свою уникаль-
ность. Архипелаг не имеет целостности острова.
* * *
============= ============= =============
| | | | | |
| замок |---| остров |---| король |
| | | | | |
============= ============= =============
|
|
=============
| |
| сокровище |
| |
=============
Средневековая культура -- "континентальная", а не "морская.
Но остров отвечал средневековому стремлению к изоляции, и в
Средние века "островность" использовалась везде, где тому
имелась возможность. Всякий замок, окруженный рвом с водой, --
это по сути остров.
Защитные возможности острова значительно уменьшились с появле-
нием артиллерии и еще больше сократились с развитием авиации.
Это убедительно показала успешная "война на островах", которую
США вели против Японии на Тихом океане в 1941-1945 гг.
* * *
Викинги, остававшиеся зимовать на чужой враждебной территории,
обычно укреплялись на каком-нибудь острове.
Монахи зачастую строили свои обители на островах, чтобы полнее
изолироваться от "мирского".
...............................................................
...............................................................
* * *
Остров Авалон -- место погребения короля Артура. Из "Истории
бриттов" Гальфрида Монмутского: "...тело короля, после появления
совершенно чудесных знамений, было в наши дни обнаружено в
Гластонбери меж двух каменных пирамид, с незапамятных времен
воздвигнутых на кладбище. Найдено тело было глубоко в земле в
выдолбленном стволе дуба. Оно было с почестями перенесено в
церковь и благоговейно помещено в мраморный саркофаг. Найден был
и оловянный крест, положенный по обычаю надписью вниз под камень.
Я видел его и даже потрогал выбитую на нем надпись (когда камень
убрали): 'Здесь покоится прославленный король Артур вместе с
Геневерой, его второй женой, на острове Авалоне'."
* * *
Остров-форт Буайяр (Байярд, Boyard). Выстроен на песчаной
отмели на полпути между островами Олерон (Oleron) и Экс (Aix) для
охраны входа в гавань острова Экс. Идея создания форта возникла
еще в 1666 г., но была отвергнута как слишком трудная в
реализации. В 1803 г. Первый консул Наполеон Бонапарт, наконец,
утвердил проект форта. Строительство было начато в 1804 г., потом
заморожено из-за нехватки средств, потом возобновлено в 1840 г. и
закончено к 1859 г.
Основание крепости уходит на 5 м ниже уровня моря. Была предус-
мотрена установка в форте 74 пушек на 3 уровнях, но установили
только 30: ко времени завершения строительства артиллерия
развилась настолько, что уже существовавшие форты на островах
Олерон и Экс могли эффективно защитить гавань.
Форт перестали использовать в военных целях в 1913 г. Некоторое
время он был тюрьмой. В 1961 г. его продали. В настоящее время он
отреставрирован и используется для популярной телевизионной игры
"Ключи от форта Бойяр".
История острова-форта печальна. Это прекрасное сооружение
"вызревало" и строилось так долго, что не успело пригодиться.
Представляя собой значительное достижение инженерной мысли того
времени в части подводного строительства, форт ни разу не был
использован по прямому назначению. Сначала его унизили, сделав
тюрьмой, потом и вовсе забросили. А его "вторая жизнь" свелась
к роли съемочной площадки в глупом телевизионном шоу.
|
|
Форт Буайяр до реставрации.
|
Двор форта Буайяр до реставрации. |
|
Форт Буайяр на старой открытке. |
* * *
По мере развития средств транспорта и связи острова всё более
утрачивают свое основное -- изолированность. Вследствие этого
они теряют и специфику своей флоры и фауны, своего населения и
образа жизни, а значит, и большую часть своего символизма и
своего очарования.
* * *
Выдающиеся острова:
Британия. Остров мегалитов и останков гигантских динозавров,
одно из самых насыщенных культурно значимыми событиями
мест планеты.
Гренландия. Величайший остров. Величайший ледник Северного
полушария. Колония викингов. Прибежище эскимосов.
Ирландия. Остров кельтской культуры.
Исландия. Остров вулканов, викингов, великой раннесредне-
вековой литературы.
Гвинея. Одно из последних прибежищ дикого человека.
Кипр. Заселен еще в эпоху неолита. В разное время им владели
ахейцы, ассирийцы, египтяне, персы, македонцы, венецианцы,
турки, англичане.
Корсика. Родина Наполеона Бонапарта. Корсиканцы считаются
вспыльчивыми и мстительными.
Крит. Место формирования одной из древнейших цивилизаций
Средиземноморья (минойской).
Куба. "Остров свободы", территория маленького воинственного
государства, сохраняющего свою независимость под боком у
Соединеных Штатов.
Лесбос. От названия этого благодатного острова в Эгейском
море происходит слово "лесбиянство".
Мадагаскар. Осколок Африки, живущий собственной жизнью.
Мальта. Прибежище Мальтийских рыцарей.
Новая Гвинея. В XIX веке -- заповедник дикого человека.
Окинава. Родина карате.
Пасхи остров. Место размещения странных мегалитических фигур:
памятников какой-то цивилизации.
Родос. Прибежище Родосских рыцарей. Место нахождения одного
из чудес древности -- Колосса Родосского (гигантской статуи
бога Аполлона).
Сардиния. Прежде территория сардинского королевства. Место
обитания сардинцев -- небольшого народа, родственного
итальянцам.
Сицилия. Несет многочисленнейшие следы финикийцев, греков,
римлян, сарацин, викингов.
Святой Елены остров. Последнее место обитания Наполеона.
Место его таинственной смерти.
Тайвань. Остаток антикоммунистического Китая, выстоявший в
тяжелейшей борьбе и построивший мощное общество вопреки
отсутствию ресурсов.
Цейлон (Шри-Ланка). Фрагмент великой индийской цивилизации.
Эльба. Остров Наполеона. После первого отречения Наполеон
был сослан на Эльбу, чтобы пребывать там в странной роли
коменданта гарнизона из 30 солдат.
Ява. Остров древней культуры. Население свыше 90 млн.
человек. На острове более 100 вулканов, из которых около
30 -- действующие.
Таинственные острова:
Атлантида. Исчезнувшая страна великой древней цивилизации,
описанная Платоном.
Туле. Мифическая прародина ариев.
Вымышленные острова: Утопия Томаса Мора; остров Робинзона
Крузо; острова, посещенные Гулливером.
* * *
Символизм острова возник до Средневековья и сохранился после
Средневековья. Знаменитый "Остров сокровищ" Роберта Стивенсона
-- книга, написанная в XIX веке о событиях XVIII века.
Книги, использующие символику острова:
Василий Аксенов "Остров Крым";
Александр Беляев "Остров погибших кораблей";
Михаил Булгаков "Багровый остров";
Жюль Верн "Таинственный остров";
Александр Казанцев "Пылающий остров";
Аркадий и Борис Стругацкие "Обитаемый остров";
Анатоль Франс "Остров пингвинов";
Герберт Уэллс "Остров доктора Моро".
* * *
Острова в современном кино.
Фильм "Кинг-конг". На тропическом острове, обычно скрытом в
тумане, обитают гигантские гориллы, одну из которых похищает
и увозит делец из США, чтобы показывать американской толпе за
деньги.
Фильм "Парк юрского периода". На тропическом острове, обычно
скрытом в тумане, обитают большие и маленькие динозавры, которые
мешают людям осваивать еще одну территорию.
Возврат в оглавление
Сайт создан в системе
uCoz