Средневековые символы в культуре Запада

5. Меч.

Меч -- инструмент создания и разрушения империй. Мечом совершают преступления -- и мечом же останавливают зло. В Новом Завете: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч." (Мф. 10:34) "Все взявшие меч, мечом погибнут." (Мф. 26:52) "Продай одежду свою и купи меч." (Лк. 22:36)
Меч викингов.
Чтобы выковать меч, требуется сложный навык, требуется особое знание, которым не спешат поделиться. Меч происходит не от дубинки, а от ножа. Он рождается в кузнице и потому наследует таинство огня. Железо меча получается из руды, а руда -- в земле, поэтому таинство земли тоже частично переходит на меч. Таким образом, выстраивается следующая система понятий: ============= ============= ============= | | | | | | | меч |---| огонь |---| дракон | | | | | | | ============= ============= ============= | | | | | | | ============= ============= | | | | | +--------| земля |---| пещера | | | | | ============= ============= Чувствовать мистику меча дано далеко не каждому мужчине. Для этого нужен особый склад личности -- героический. Меч -- средство самоутверждения. Мечом прокладывают путь. Мечом останавливают зарвавшегося противника. Мечом крушат то, чему не должно существовать. Как бывают намоленные иконы, так бывают напившиеся крови мечи. К таким мечам -- особый пиетет. На их шершавых, давно потерявших блеск гранях оставила свои отпечатки история. О мече невозможно шутить. Никто не выбрасывает меча, не переко- вывает его на орало. Обойтись небрежно с мечом -- то же, что проявить непочтитель- ность к изображению пусть и чуждого тебе божества. Меч -- центр притяжения. Меч -- стимул. Чтобы воспользоваться мечом, не достаточно просто взять его в руки. Нужно долго к этому готовиться: развивать навыки фехтования, наращивать силу. Жизнь может строиться вокруг меча. Меч -- улавливатель и концентратор. Если существует какая-то таинственная благотворная энергия, которую желательно накопить в себе (или пропустить через себя) побольше, то меч -- один из тех предметов, которыми создается ее сгущение в пространстве. Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна тысяча"): "Орудием, к созданию которого эпоха отнеслась с наи- большей заботливостью и чья символическая значимость оказалась наиболее весомой, был меч. Будучи знаком 'ремесла', служения, почитавшегося благородным, и одновременно -- орудием подавления, эксплуатации народа, меч, еще более, чем конь, выделяет своего обладателя -- рыцаря из массы других людей, символизируя его социальное превосходство. Люди верят легендам о том, что мечи государей были выкованы в сказочные времена, задолго до принятия христианства, волшебными мастерами-полубогами. Сила этих мечей таинственно связана с чудесными талисманами. У каждого меча есть имя. Меч в тысячном году -- почти живой человек." * * * Боевой клич средневековых французов: "Монжуа и Сен Дени!". Монжуа -- это от собственного имени "Жуайёз" ("Радостный") меча Карла Великого ("mon joie" -- "моя радость"), а Сен Дени -- Святой Денис -- небесный покровитель Франции. В соборе аббатства Сен Дени погребали французских королей. В "Песни о Роланде": Вот на лугу лег император спать. Его копье большое -- в головах. В доспехах он остался до утра. Броня на нем, блестяща и бела, Сверкает золотой его шишак, Меч Жуайёз свисает вдоль бедра,-- Он за день цвет меняет тридцать раз. Кто не слыхал про острие копья, Пронзившее распятого Христа? Теперь тем острием владеет Карл. Его он вправил в рукоять меча. В честь столь большой святыни свой булат Он Жуайёзом -- 'Радостным' -- назвал. Тот меч французам памятен всегда: Недаром клич их бранный -- 'Монжуа!', Недаром их никто не побеждал. (CLXXXII)
Армия эльфов.
Кадр из фильма "Братство кольца".

5.1. Феномен меча.

Меч -- основное оружие рыцаря. В бою рыцарь действует, прежде всего, копьем, но копье легко ломается и легко заменяется на другое, тогда как меч является "долгоживущим" средством ведения боя и даже может переходить по наследству в пределах нескольких поколений. В ближнем бою копье оказывается уже помехой, меч же только в нем и раскрывает в полной мере свои возможности. Кроме того, в отличие, от копья, меч может всегда находиться при своем владельце. От боевого топора или булавы меч отличается тем важным качеством, что удобен не только для нанесения ударов, но и для их отражения. Высокая стоимость хорошего меча по сравнению с другим оружием делает его доступным лишь для состоятельных людей, и по нему можно определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело. Меч -- не только признак статуса, но -- в умелых руках -- и средство его обеспечения: человек, хорошо владеющий мечом, не не может задержаться на нижних ступеньках социальной лестницы; он "прорубит" себе путь, по крайней мере, до ее середины -- или погибнет в бою. * * * Меч может быть: 1) по весу: одноручный, двуручный; 2) по длине: длинный, средний, короткий; 3) по форме клинка: прямой, изогнутый, сильно изогнутый, двоякоизогнутый (ятаган); 4) по остроте заточки: сильнозаточенный, слабозаточенный; 4) по размещению заточки: заточенный с одной стороны, обоюдоострый; заточенный по всей длине клинка, заточенный на части длины клинка. Способы поражения мечом: 1. Рубящий удар: вторжение лезвия в поражаемую поверхность; оставляет длинную глубокую рану. 2. Колющий удар: вторжение острия в поражаемую поверхность; оставляет глубокую рану с малым входным отверстием. 3. Подрезающий удар: движение лезвия вдоль поражаемой поверхности; оставляет длинную неглубокую рану с ровными краями. 4. Рвущий удар: движение острия вдоль поражаемой поверхности при небольшом вторжении в неё; оставляет длинную неглубокую рану с рваными краями. Одноручный меч используется в паре со щитом, кинжалом, легким топором или другим таким же мечом. Щит -- лучшее дополнение к мечу, но он слишко громоздок для постоянного ношения. В бою можно лишиться щита (как впрочем, и меча тоже), и на этот случай воин должен иметь при себе кинжал или топорик в качестве вспомогатель- ного оружия. Меч для всадника -- одноручный и длинный: всадник не сражается в плотной шеренге и стремится достать противника на наибольшем возможном расстоянии. Двуручный меч -- тяжелый и длинный, применяется особо сильными пешими воинами. Он эффективен против кавалеристов: им можно и достать всадника, и подрубить ноги его лошади. Он исключает использование щита, поэтому должен сочетаться с прочными доспехами. Двуручные и полутораручные мечи всегда длинные. Поэтому деление мечей на длинные, средние и короткие относится к одноручным мечам. Длинный меч удобен для всадника и для пехотинца, действующего против всадника. Он также удобен для дуэли. При действии же в плотном пешем строю противник часто оказывается на слишком коротком расстоянии, чтобы можно было удобно пользоваться длинным мечом. Ввиду легкой разрушаемости острой заточки сильнозаточенный меч стараются использовать так, чтобы достичь победы единственным быстрым ударом по незащищенной доспехом части тела противника. Сильнозаточенный меч также используется для подрезания. Рубящий удар быстрее колющего, но требует большей силы. Рубящий удар, наносимый по защищенному прочными доспехами противнику, обычно не приводит к пробиванию доспехов, но может оглушить (вызвать помутнение или потерю сознания), вызвать ушиб или вывих. Рубящий удар может наноситься по щиту или по оружию противника с целью повредить их или выбить из рук. При подрезающем ударе лезвие проводится с нажимом вдоль уязвляемой поверхности тела. Этот удар наносится в места расположения сухожилий и крупных кровеносных сосудов. Чем легче меч, тем стремительнее можно наносить им удары, но тем менее сильными они получаются. Выбор меча зависит от экипи- ровки противника. Меч должен быть достаточно тяжел и остр, чтобы при сильном ударе хотя бы иногда пробивать доспехи противника. Как бы ни были совершенны доспехи, в них обязательно находятся места, уязвимые даже для слабого удара, но сложность состоит в том, чтобы в эти места попасть. Чем длиннее меч, тем на большем расстоянии можно достать противника, но тем труднее действовать им, когда противник оказывается очень близко. Более тяжелый меч может быть менее острым без ущерба для поражающей способности. Чем острее заточен меч, тем быстрее он тупится. Чем чаще затачивается меч, тем быстрее он изнашивается. Чем тверже материал лезвия, тем дольше держится заточка при ударах по телу, не защищенному доспехами, но тем более хрупок меч (то есть тем больше вероятность того, что он сломается, особенно при боковом ударе по клинку). Чем острее заточка тем глубже зазубрины после удара по острию другого меча. Варианты заточки меча:
PICTURE
Заточка первого типа, чтобы быть острой, требует утоньшения клинка на довольно значительной части его ширины. Заточка второго типа сложнее технологически. Чтобы сочетать в мече твердость и прочность, иногда закаливают клинок не целиком, а только в месте заточки. Среди прочего, меч должен соответствовать силе того человека, который им пользуется, а также привитым этому человеку навыкам фехтования. * * * Шпага может рассматриваться как облегченный вариант прямого одноручного длинного меча. Палаш занимает промежуточное положение между мечом и шпагой. Рапира -- это, можно сказать, большая игла. Она предназначена для нанесения исключительно колющих, но очень быстрых ударов. Чтобы обепечить их быстроту, рапира делается облегченной настоль- ко, насколько это можно сделать без ущерба для ее пробивающей способности. Рапира произошла не от шпаги, а от разновидности меча, называ- емой "кончар". Лезвие кончара не имеет заточенного края, зато имеет остриё, которым пробиваются доспехи. Сабля может считаться облегченным вариантом изогнутого меча. Шашка -- разновидность сабли. Она не имеет острия и предназна- чена исключительно для рубящих ударов. У нее нет и перекрестья, поэтому она меньше, чем сабля, пригодна для фехтования. Ею нано- сят внезапный удар или рубят убегающего противника. В английском языке слово "sword" переводится, как "меч", "шпага", "рапира", "палаш", "шашка", "сабля". Для уточнения, что имеется в виду, могут использоваться прилагательные: cavalry sword -- сабля; court sword -- шпага; duelling sword -- рапира. Граница между мечом с одной стороны и саблей, шпагой, рапирой и т. п. с другой -- условная. Можно считать, что если оружие является настолько лёгким, что позволяет интенсивно использовать движения кистью руки, то это уже не меч. * * * Альтернативы мечу: секира (боевой топор), кистень, цеп, пернач, палица, булава (усвершенствованная палица), чекан (он же клевец). Их можно разделить на рубящие (секира), ударно-рубящие (пернач), ударно-колющие (кистень, булава, чекан), ударные (палица, цеп). Указанные альтернативные виды оружия дешевле меча в изготовлении. Кроме того, они прочнее меча. Для конного мечника они приемлемы как запасное оружие -- на случай, если меч будет сломан или выбит из рук. Для пешего они слишком тяжелые, и ему лучше ограничиваться кинжалом. Выгода их применения состоит, среди прочего, в том, что они требуют особых приемов защиты от них, и если противник такими приемами не владеет, он в случае смены используемого против него оружия оказывается более уязвимым. В целом же меч эффективнее всех своих альтернатив.

5.2. Фехтование мечом.

Меч -- довольно тяжелый предмет, и от непрерывного махания им человек устает в течение нескольких минут. Поэтому одна из тактик боя состоит в том, чтобы дать противнику утомиться, а потом воспользоваться его медлительностью. При использовании сильнозаточенного меча стараются не прикры- ваться мечом от удара меча противника, а уклоняться от него (когда это возможно, конечно), а еще лучше -- наносить единствен- ный удар, обеспечивающий победу. В противном случае лезвие меча быстро покрывается зазубринами, а при частом затачивании истира- ется. * * * Секундного замешательства противника бывает достаточно, чтобы его победить, поэтому что-то необычное в устройстве оружия или в его использовании могло обеспечить успех. * * * Фехтование шпагой существенно отличается от фехтования мечом. Если при использовании меча важна сила удара (чтобы пробить доспехи противника или хотя бы нанести противнику сильный ушиб), то при использовании шпаги важна быстрота. При использовании шпаги предпочтение отдается колющему удару, а при использовании сабли -- рубящему. Есть два стиля фехтования саблей. Один из них (в Европе его называют венгерским) включает широкое использование движений кистью. Он предполагает применение лёгкой острой сабли, и в нём придаётся большое значение быстроте удара. Другой (немецкий) таких движений не включает. Он обеспечивает сильный удар и допускает использование более тяжёлого оружия. ............................................................... ...............................................................

5.3. Меч против другого оружия.

МЕЧ ПРОТИВ ЛУКА И АРБАЛЕТА. На винтовой лестнице замковой башни арбалет малополезен, а лук и вовсе неприменим. Когда в открытом поле до наступающего противника остается десяток шагов, лучше уже тащить меч из ножен, а не целиться в чью-то грудь. Меч позволяет уверенно держаться в двух шагах от противника, а лук и арбалет требуют дистанции. Чтобы извлечь меч, достаточно половины секунды. Чтобы зарядить лук, нужны секунды три в лучшем случае (для арбалета требуется много больше времени). Вслед за неудачным ударом меча можно тут же попробовать нанести следующий удар, а лук снова требует хотя бы нескольких секунд (а арбалет -- ещё больше). Но зато когда надо достать противника с расстояния от пяти до пятьдесяти шагов, стреляющее оружие явно предпочти- тельно или вовсе незаменимо.
Лучник, поражающий орков.
Кадр из фильма "Две башни".
МЕЧ ПРОТИВ КИСТЕНЯ. Достоинство кистеня по сравнению с мечом -- возможность доставать им противника, прикрывающегося щитом или мечом. К тому же, доставать на большем, чем длина меча, расстоя- нии. Недостатки кистеня -- непригодность его для защиты от ударов противника, небольшое разнообразие наносимых им ударов, длитель- ность замахивания. МЕЧ ПРОТИВ ПАЛИЦЫ. Палица -- дубинка из прочного дерева, воз- можно, окованная железом и/или снабженная шипами. Она -- ударное оружие, поэтому ее центр тяжести находится вблизи ее ударного конца. У европейского меча же центр тяжести смещен к рукояти, поэтому движения мечом стремительнее движений палицей. При ис- пользовании в паре со щитом палица уступает мечу не намного. При отсутствии щита меч значительно эффективнее -- за счет большей подвижности, прочности и возможности нанесения колющих ударов. МЕЧ ПРОТИВ ПИКИ. Преимущество пикинера перед мечником теряется, как только расстояние между противниками оказывается меньше поло- вины длины пики. Таким образом, единственная приемлемая тактика для мечника -- наступать. Что касается возможности перерубить пику мечом, то для этого требуется ударить по древку между двумя точками его опоры, а в бою это очень маловероятно. МЕЧ ПРОТИВ АЛЕБАРДЫ. Смена движений меча осуществляется быстрее, чем смена движений алебарды, поэтому пеший мечник может победить противника, вооруженного алебардой, если будет стремительно насту- пать. У конного воина, действующего мечом, возможность победить алебардиста незначительна.

5.4. Меч как культовый предмет.

Иордан в своем труде "О происхождении и деяниях гетов" расска- зывает о предводителе гуннов Аттиле следующее: "Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил На все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. (...) Хотя он по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признававшегося священным у скифских царей. Историк Приск рассказывает, что меч этот был открыт при таком случае. Некий, пастух, говорит он, заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах." * * * Эпизод с обретением меча имел место и в истории Жанны д'Арк. Жанна посчитала это еще одним знаком от Бога, возложившего на нее миссию спасения Франции. Рассказ Жанны зафиксирован в протоколах церковного суда. Протоколы сохранились до нынешнего времени. У Марка Твена, строго им следовавшего в книге "Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря", можно прочесть следующее: "...Бопэр заговорил о чудесном мече из Фьербуа: он надеялся обвинить Жанну в колдовстве. - Откуда ты узнала, что во Фьербуа под алтарем церкви святой Екатерины зарыт древний меч? Здесь Жанне нечего было скрывать: - Что меч там -- мне открыли Голоса; и я послалаза ним, чтобы вооружиться им в битву. Мне казалось, что он зарыт неглубоко. Священники вырыли его и отчистили, и ржавчина сошла очень легко. - Он был при тебе, когда тебя взяли в плен в Компьене? - Нет; но он был при мне постоянно, пока я не уехала из Сен-Дени, после штурма Парижа. Этот меч, так таинственно найденный и одержавший столько побед, представлялся им заколдованным. - А был этот меч освящен? Кто освятил его? - Никто. Я любила его потому, что он был найден в церкви святой Екатерины, а эту церковь я очень чту. Она чтила ее потому, что церковь была сооружена в честь одной из являвшихся ей святых. - Ты не возлагала его на алтарь, чтобы он приносил тебе победу? (Бопэр имел в виду алтарь в Сен-Дени.) - Нет. - Ты молилась, чтобы он приносил победу? - А разве грешно призывать божье благословение на свое оружие?" (Гл VIII "Жанна рассказывает о своих видениях") * * * Хороший меч, оружие знатного человека, мог иметь собственное имя. Из "Песни о нибелунгах" (Авентюра III): Хотя и охраняли особу королей Двенадцать великанов, лихих богатырей, Что толку? Поднял Зигфрид свой Бальмунг, добрый меч, И великаньи головы в траву упали с плеч. Меч, дарованный королю Артуру феей Нимуэ, Девой озера, называл- ся Эскалибур. ............................................................... ............................................................... П. фон Винклер о рыцарских мечах VIII столетия: "В головку рукояти уже начинают с этого времени вделывать реликвии, например части мощей, и вот почему над ними произносятся клятвы, перед ними совершаются молитвы, а совсем не потому, что рукоять меча образует крест, как то думали раньше. Существует обычай подносить к губам рукоять меча в знак приветствия, обычай, сохранившийся до сих пор при штурмах, и начало его следует искать в древнем обычае воинов, которые перед битвой благоговейно прикладывались к мощам, заключенным в шпажной головке." ("Оружие", гл. "Появление и развитие рыцарства") В "Песни о Роланде" так говорится о мече, который тяжело ранен- ный рыцарь пытается сломать, чтобы тот не достался врагам -- сарацинам: Бьет граф Роланд теперь по глыбе серой. Немало от нее кусков отсек он; Сталь не щербится -- лишь звенит, как прежде; Меч, невредим, отскакивает кверху. Граф видит -- все усилья бесполезны -- И тихо восклицает в сокрушенье: 'О Дюрандаль булатный, меч мой светлый, В чью рукоять святыни встарь я вделал: В ней кровь Василья, зуб Петра нетленный, Власы Дениса, божья человека, Обрывок риз Марии-приснодевы. Да не послужит сталь твоя неверным. Пусть лишь христианин тобой владеет! Пусть трус тебя вовеки не наденет!' (CLXXII)

5.5. Меч как символ сословной принадлежности.

Меч -- это не только орудие убийства: это еще и средство угрозы, предмет для физических упражнений, украшение, ценность, знак сословной принадлежности. Меч -- важнейший символ рыцарства (другие символы: щит, копье, шлем, конь). При посвящении в рыцари полагалось произвести некоторые манипу- ляции мечом над посвящаемым: хлопнуть его боковой стороной клинка клинком по плечу или сделать что-то в этом роде. Ранней немецкой формой посвящения в рыцари было перепоясание мечом (посвящение путем прикосновения мечом по плечу -- это обычай французов, который позже распространился в другие страны). Из "Песни о нибелунгах" (Авентюра III): На празднество созвали всех юношей, чей род По возмужанье право стать рыцарем дает, И препоясал Зигмунд в день торжества того Мечом и королевича, и сверстников его.

5.6. Меч в литературе.

Расцвевший в концу XX века жанр "фэнтэзи" -- выражение массовой тоски по базовым элементам Средневековья, выражение неприятия "западного общества" -- общества "равных возможностей", "общечело- веческих ценностей" и т. д. Мир "фэнтэзи" -- это псевдосредне- вековье.

Хоббит Фродо рассматривает
"Жало" - меч, выкованный эльфами.

Кадр из фильма "Братство кольца".


Арагорн салютует хоббиту Фродо мечом.
Кадр из фильма "Братство кольца".


  Из "Хоббита" Толкиена:
  "Верховный Гоблин бросил взгляд на меч и испустил леденящий 
душу вой ярости и злобы, и все воины заскрежетали зубами,
загрохотали щитами и затопали ногами. Они сразу признали меч. В
своё время, когда светлые эльфы Гондолина теснили гоблинов и
сражались с ними под стенами своего города, этот меч убил сотни
гоблинов. Эльфы называли его Оркрист, или Сокрушитель Гоблинов,
но сами гоблины прозвали его просто Кусач. Они ненавидели его и
ещё больше тех, в чьих руках он находился." (гл. 4)
  "Конечно же, всё это было делом рук Гэндальфа. Но пока им не-
когда было расспрашивать его, откуда он взялся. Он опять вытащил 
меч, и опять меч засветился во мраке. Сперва, когда вокруг были
гоблины, меч пылал от гнева, а теперь он светился тихим голубым
светом, довольный тем, что убил повелителя гоблинов. Ему ничего
не стоило перерубить цепи, и он в два счёта освободил пленников.
Меч звали Глемдринг, то есть Молотящий Врагов, если помните.
Гоблины прозвали его Колотун и ненавидели ещё больше, чем Кусача,
если это возможно. Оркрист тоже удалось спасти: Гэндальф выхватил
его из рук остолбеневшего стражника." (там же)
...............................................................
...............................................................

5.7. Меч в скульптуре.


Статуя перед зданием австрийского парламента.
Вена.

5.8. История меча.

Греки эпохи Троянской войны уже применяли бронзовые мечи, но, если судить по "Илиаде", это оружие имело у них вспомогательное значение, а основным было короткое копьё, использовавшееся в паре со щитом. Когда грек хотел похвалить воина, он говорил, что тот -- хороший копейщик. Греческий воин мог быть вооружен двумя копьями, одно из которых он в начале боя метал во врага, а второе использовал в дальнейшем как колющее оружие. У римлян короткий меч в паре с большим прямоугольным щитом был основным оружием пехоты. Хорошим качеством стали римский меч не отличался. Если судить по Новому завету, то меч в эпоху римлян уже стал символом войны: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет" "Перековать мечи на орала", "Продай плащ свой и купи меч." Германцы времен первых столкновений с римлянами отдавали предпочтение копью и топору. Позже они заимстовали использование мечей от римлян, а также от степняков. Мечи германцев в V-XVIII вв. обычно имели длину 80-95 см, из которых 10-15 см приходились на рукоять. Клинок был шириной 4-6 см. Ширина клинка оставалась постоянной по всей его длине или уменьшалась к острию. Поверхности лезвия были обычно плоские либо имели очень неглубокий желобок. От рукоятей ничего не уцелело, из чего можно заключить, что для их изготовления использовали органический материал. Иногда в средней части лезвия делались способом наваривания различные знаки, и это говорит о том, что меч обладал какой-то сакральностью. Мечи эпохи викингов (XVIII-XI вв.) обычно были длиной около 95 см. Клинки к концу эпохи стали больше сужаться в направлении от рукояти к острию, а желобки на лезвиях стали отчётливее. Но эти изменения объяснялись модой. Функциональных новшеств не было. Меч по-прежнему имел качества, которые больше подходили пехоте, а не коннице. Меч рыцарской эпохи должен быть длинным. Такой меч удобнее как для всадника, так и для пешего воина, который против этого всадника сражается. Длинный меч появился приблизительно в XII в. Уже в эпоху завоевания Англии норманнами мечи стали на 7-10 см длиннее, а в дальнейшем изменились в эту сторону еще больше. В XII-XV вв. формы меча стали значительно разнообразнее. Выде- ляются два типа мечей: преимущественно для колющего удара и пре- имущественно для рубящего. Изогнутый меч (для режущего удара) не получил распространения на западе Европы. Причины этого, скорее всего, следующие: 1) более прочные доспехи у воинов Запада; 2) символическая связь изогнутого меча с Востоком, против которо- го велась не просто война, а война священная (крестовые походы). XVI век -- конец эпохи меча. Меч выродился в палаш, шпагу, саблю. Шпага начала своё существование как облегчённая разновидность меча, предназначенная для ношения в ситуациях, когда её боевое применение маловероятно, но требуется иметь при себе символ благородного происхождения. Отсюда английское название шпаги –- “court sword” – «меч для двора» (королевского и пр.). Основное обстоятельство, поспособствовавшее росту популярности шпаги –- распространение огнестрельного оружия, сделавшее менее значимыми доспехи и замки, обусловившее переход от феодализма к абсолютизму и вытащившее благородное сословие из феодальных владений в столи- цы –– поближе к королевским дворам. Аналоги шпаги как постоянно носимого оружия, имеющего дополни- тельную символьную функцию: длинный кинжал, малый меч (у самура- ев). При необходимости было возможно, хотя и с трудностями, про- тиводействовать шпагой мечу, кинжалом –- сабле, малым мечом – большому мечу.
Мечи для поклонников Толкиена.
Витрина в магазинчике на Марияхильферштрассе, Вена.

Возврат в оглавление
Сайт создан в системе uCoz